В презентации поселений участвовали почти все сельские администрации района.
Город мастеров насчитывал шестнадцать палаток из различных районов области. Прогуливаясь по торговым рядам, порадовало, что перекупщиков было не так уж и много, люди в основном торговали плодами своего труда.
У самовара
Дымком кипящего самовара встречала гостей праздника центральная библиотека. В заварочных чайниках томились ароматные настои травяных чаев. Мимо такого гостеприимства не пройти. За чашкой интересуюсь у словоохотливых сотрудников:
- Угли-то где брали, чтобы самовар раскочегарить? У шашлычников по соседству?
- Что Вы, у нас все по-настоящему, на шишках кипятим.
- У меня, кстати, тоже в наследство от бабушки самовар достался, пылится без дела, не знаю, с какой стороны к нему подойти.
- Проще пареной репы. Заливаете воду в самовар, в трубу бросаете зажженную бересту и немного шишек. Раздуваем подручными средствами - резиновым сапогом с высоким голенищем.
Оживленно было и в другом библиотечном уголке, на мастер-классе кукол-неразлучников. Они считаются семейным оберегом, символизируют единство мужского и женского начала, где каждая часть обретает счастье только совместно со второй половиной. Кто ж от такого откажется? Примечательно, что мастер-класс по изготовлению кукол преподавал мужчина, Александр Владимирович Новохацкий. Библиотечный "и швец и жнец" говорит, что опыта набрался, отдыхая в Карелии. Женщины за столом старались не упасть в грязь лицом:
- Все ли ладно, проверьте!
- Фартучка нету красненького - счастья.
Самотканый половик
Краснобаковский музей уже традиционно на широкие праздники, помимо прочего, дает мастер-класс на ткацком станке, даже на двух. Один современный, заказанный по Интернету, второй исконный, из старого музейного фонда. Полина Беляева, сотрудник музея, говорит, что уже начали ткать второй баковский половик. Первый, пятиметровый, соткали мы с вами, ряд за рядом, на таких же вот праздниках. Стоит отметить, что люди активно интересуются ремеслом бабушек, подходят, пробуют. Конечно же, душа тянется к старому, хотя на новом работать проще, но у него, сказать по секрету, и качество хромает.
- Потому что не мастера, а тряпки были крепче, - поддержала разговор любопытная гостья праздника.
- Дело не в тряпках, - возразила Полина, - до революции и тряпок-то столько у людей не было, поэтому больше ткали из льна. Они гораздо крепче. Мария Сергеевна Мусалова подарила музею половик своей свекрови. Ему 150 лет, а ни в одном месте еще не протерся.
- Мне кажется, что раньше и станки-то были больше, - не отступала женщина, погладив, как живого, старенький станок.
- Многие так говорят, но я думаю, что это просто детские воспоминания. Тогда все казалось больше, - улыбнулась Полина.
И все же у старых мастеров станки были гораздо шире. Предположение женщины (к сожалению, не спросила имени отчества) подтвердила на другом конце торговых рядов продавец студии по ткачеству Роденсовского СДК Шарангского района. Кстати, не такое уж это и дешевое удовольствие - половички. За метр просят 300-350 рублей. Народная студия в этом году отметила двадцатилетие своего существования. В работе у них имеются три старинных станка. Четвертый, принятый ими в дар, берегут как зеницу ока. Он-то и отличается размерами.
- А нитка какая здесь, армированная? - прервала наш разговор потенциальная покупательница (Нина Маслова, жительница Ильинского).
- Вы с таким знанием дела вопросы задаете, - удивилась я.
- В мою бытность мама ткала. Я на всю жизнь усвоила. Был бы станок, так и сейчас бы смогла. На самом деле ткать не так уж и сложно. Куда больше терпения надо, чтобы заправить станок. Там ниток триста, и все должны быть на своем месте, ровненькие, одинаково натянутые, чтоб ни одна не провисала. В основу раньше ложили крепкие льняные нитки. Их сначала пряли, а потом станок заправляли. Мы, ребятишки, тряпки резали да сучили на колесике. Это современные половики один раз постираешь, и он разъедется, а крученым-то ничего не делается. У меня до сих пор мамины половички "живые".
- Как, по-вашему, этот половик послужит?
- Послужит: нитка армированная, в несколько слоев. Но если в машинке стирать, то только без отжима. Раньше-то на лаву с валиками ходили - красота.
Где моя
большая ложка?
- Я помню, раньше у бабушки деревянные ложки были тоненькие, есть удобно, а сейчас все какие-то толстостенные. Это, наверно, сувенирные, а не для повседневного использования? - интересуюсь у продавщицы в лавке "Семеновский кудесник", перебирая расписные ложки.
- Раньше вырезали вручную, а сейчас под станком. Да и со временем они вынашивались. Из необработанных посмотрите, там можно потоньше найти.
- Так она тут же станет цвета борща, и ничем ее не отмоешь.
- Если ее ничем не обработать, то да. Прокипятите ложку в растительном масле, она не будет впитывать ни цвет, ни запах.
- А иконы к вам каким образом относятся? - удивляюсь богатому ассортименту лавки.
- В Семенове есть иконописная мастерская.
- Насколько мне известно, иконы пишут соблюдая особые каноны. В это время ведут праведный образ жизни, неустанно молятся...
- Конечно, необходимо благословение, да вести подобающий образ жизни. У нас очень хорошие иконописцы. Даже Путин приобретал у нас иконы.
- Интересно, а где столько бересты набраться для работ, поставленных на поток? - продолжаю испытывать на прочность улыбчивую продавщицу, уже любуясь берестяными изделиями
- В делянках у лесорубов. Причем брать ее можно только весной, во время сокодвижения. Заранее договариваемся, заказываем.
Папа Карло
Мимо палатки городецкого мастера Владимира Александровича Марычева, думаю, ни один человек не прошел равнодушно. Он занимается лесной скульптурой. Есть в этих работах что-то завораживающее, шаманское. Его деревянных идолов, задумчивых, злых, добродушных, трудно описать словами. Знакомлюсь с мастером.
- Лет пятнадцать этим увлекаюсь. 26 лет в армии прослужил, потом ушел на пенсию. Зимой от нечего делать и по зову души за резец взялся. Я ж в отца, у него обе руки были правые. Он мог все, от картин до радиотехники.
- Военный, и сережка в ухе - как-то между собой не вяжется, - удивилась я нестыковочке.
- Это я за малую кругосветку медаль себе повесил. Вокруг всей средней Азии на мотоцикле объехал в одиночку. Когда в палатке ночевал, когда просто под открытым небом в спальном мешке. Главное, с трассы метров на сто отъехать куда-нибудь в барханы от лихого человека. Я дневник в дороге вел, фотографировал. Отчет написал, мне диплом как путешественнику выдали.
- В кругосветку тоже по зову души отправились?
- Я человек свободолюбивый, все делаю по душе, не люблю, когда навязывают.
- Идолы что-то символизируют?
- Это духи леса, я их так называю. Они все живые, каждый со своим характером, и ни одного одинакового нет.
- Вы, как папа Карло, вырезаете своего Буратино.
- Можно и так сказать, потому что работаю только вручную, станком не пользуюсь. Я должен чувствовать дерево. Сначала работы раздавал по добрым людям, а потом жена убедила выставку сделать. Сразу же завоевал приз "Городецкий Левша". Потом много где выставлялся, даже в Госдуме, с легкой руки Хинштейна. Я думаю, их там уже ничем не удивишь.
- Не жалко продавать?
- Нет. Честно сказать, я, когда смотрю на готовую работу, думаю: надо было бы маленько по-другому сделать. Как говорится, нет предела совершенству. К тому же останавливаться на достигнутом не собираюсь. Иной раз слышу: "Вот это доделаю и брошу все..." А если всё доделал, руки сложил, то и жить незачем.
Наталья Спиридонова.