О региональном центре
141311 Московская область, Сергиево-Посадский район, д. Глинково, 77
телефон: +7 (495) 223-70-33
e-mail: rosagroconsult@mail.ru

Антикризисные тезисы фермеров

11 – 12 февраля 2015 года в Москве состоится очередной XXVI съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России


АПР, ВСК


В его работе примут участие более 800 делегатов из 70 регионов страны.

Центральное место на съезде будет уделено обсуждению стратегических задач:

Наращивание производства отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия

Импортозамещение

Решение социальных проблем села

Устойчивое развитие сельских территорий

Повышение роли фермерства в решении этих вопросов.

Цель съезда фермеров – определить круг проблем, стоящих перед российским крестьянством в новых экономических и геополитических условиях, и наметить пути их решения: совместно с государственной властью, в тесном контакте с гражданским обществом.

В преддверии Съезда хотелось бы напомнить о ключевых тезисах фермерского сообщества, высказанных на встрече с Президентом России Владимиром Путиным в рамках второго "Форума действий" Общероссийского народного фронта, состоявшегося осенью прошлого года.

Фермерские тезисы – вниманию Президента России

Одной из главных тем развернувшейся дискуссии стало развитие кооперации на селе и ее государственная поддержка. Член Общественной палаты РФ, фермер из Ленинградского района Краснодарского края Александр Шипулин рассказал, как созданные на базе его хозяйства еще в первые годы реализации Национального проекта "Развитие АПК" кооперативы доказали свою эффективность. Обслуживающий кооператив успешно реализует программу газификации близлежащих хуторов, его силами отстроены школа и детский сад. Кредитный кооператив с годовым оборотом 30 млн рублей обслуживает К(Ф)Х и ЛПХ всего района. Торгово-закупочный кооператив "Поддержка Плюс" объединяет усилия двух крупных фермерских хозяйств и десятка мелких по целому ряду направлений – от закупки ресурсов до переработки и реализации продукции. Однако такие примеры единичны и в крае, и по России в целом – в отличие, например, от Японии, где кооперация охватывает 85% сельхозтоваропроизводителей, посетовал А. Шипулин.

Логистические центры, создаваемые при государственном участии, будут эффективны только на кооперативной основе, полагает член Общественной палаты. Нужна государственная программа, способствующая объединению крупного бизнеса и мелких производителей в целях создания единой базы по переработке, расфасовке, реализации продовольственной продукции, резюмировал Александр Шипулин.

Того же мнения придерживается член Центрального штаба ОНФ, член Совета АККОР Е.И. Третьяков (Липецкая область). Использовать преимущества крупных агрохолдингов (доступ к торговым сетям, налаженная логистика и т.д.) с возможностями К(Ф)Х по производству качественной, эксклюзивной продукции – такова, по его мнению, задача сельской кооперации.

Евгений Иванович обеспокоен проникновением бюрократизма в кооперативное движение, мелочной регламентацией кооперативов, которой занимаются государственные ведомства. "Неужели сами кооператоры не могут решить, страховать ли жизнь члена кооператива при получении им кредита? Зачем Минфин требует непременного перечисления любого кредита внутри кооператива на расчетный счет получателя?", – задается вопросами Е.И. Третьяков.

В ходе дальнейшего обсуждения была высказана мысль о необходимости поддержки сельской кооперации не только программой аграрного министерства, а межведомственным общегосударственным проектом с обязательной заинтересованностью региональных и муниципальных властей.

Важным ресурсом повышения конкурентоспособности фермерских хозяйств, повышения их доходности и увеличения объемов производства продовольствия фермеры считают оказание полноценного информационно-консультационного обслуживания. Они требуют восстановить в Госпрограмме направление по оказанию крестьянам информационно-консультационной помощи и выделять на эти цели ежегодно не менее 0,5-1 млрд. рублей.

Руководители региональных фермерских ассоциаций передали в оргкомитет Форума действий тезисы по пяти главным вопросам, волнующим сейчас и крестьянское сообщество, и всех сельчан:

– Кооперация

– Целевые ведомственные программы

– Финансово-кредитная поддержка

– Несвязанная поддержка на 1 га

– Информационно-консультационное обслуживание.

Ниже приводим выдержки из фермерских тезисов, адресованных Президенту страны.

Кооперация

Общее количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов снижается. Они только на 1% обеспечивают потребности своих членов. Из общего числа зарегистрированных СХПК реально действует лишь порядка 60%.

Основная часть работающих СХПК расположена в 10 регионах страны. Как не было, так и нет полноценных систем как отраслевых кооперативов, так и их объединений. При этом проблема сбыта произведенной продукции остается одной из острейших.

В скорректированной программе развития сельского хозяйства запланировано 500 млн. рублей на развитие кооперации, но этого явно недостаточно.

Самостоятельно решить задачу кооперирования крестьянам не по силам. Для реального развития кооперации нужна реальная государственная поддержка. Считаем, во-первых, что на эти цели необходимо ежегодно выделять 10 млрд. рублей из федерального бюджета. Во-вторых, в программе по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации необходимо предусмотреть все направления государственной поддержки всех видов сельскохозяйственных кооперативов, как это предусмотрено Концепцией развития кооперации на селе на период до 2020 года. И, в-третьих, нуждается в серьезном укреплении нормативно-правовая база сельхозкооперации. Это касается, в частности, налогообложения, снижения доли дохода СХПК от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной продукции до 50 процентов для признания его сельхозтоваропроизводителем, мер господдержки кредитных кооперативов и ряда других вопросов.

Президент АККОР Владимир Плотников -
крестьяне России восприняли Указ Президента России о запрете импорта продовольствия как шанс - возникла уникальная возможность для сельхозтоваропроизводителей заполнить наш внутренний рынок своим продовольствием.

Информационно-консультационное обслуживание

Важный ресурс повышения конкурентоспособности фермерских хозяйств, повышения их доходности и увеличения объемов производства продовольствия – оказание полноценного информационно-консультационного обслуживания. Оперативное внедрение в аграрную отрасль передовых технологий, самых последних разработок приносит огромную отдачу. Высокую степень востребованности имеют консультации по ведению бухучета, оформлению отчетной и иной документации, информирование по вопросам аграрного права, финансово-экономической, налоговой политики и т.п. Крестьянин нуждается в помощи и рекомендациях специалистов по решению текущих производственных вопросов в областях зоотехнии, агрономии и т.д.

В годы столыпинской реформы в России была создана лучшая в мире консультационная служба. В 1913 году было 4,7 тысяч обществ, в которых работало 9 тысяч человек, из них 3,7 тысяч агрономов. Они обеспечивали консультационную помощь для 1 млн. крестьян. Финансирование деятельности обществ осуществлялось из государственной казны.

Сегодня этот ресурс у нас фактически абсолютно не задействован. Крестьяне сегодня зачастую один на один со своими проблемами. В век революционных технологий они нередко варятся в собственном соку, далекие от достижений науки и техники.

Господдержка информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования на федеральном уровне фактически отсутствует. Ранее в Госпрограмме была предусмотрена такая мера. Но она была исключена. Такое решение недальновидно и опрометчиво.

Необходимо: первое - восстановить в Госпрограмме направление по оказанию крестьянам информационно-консультационной помощи и выделять на эти цели ежегодно 0,5-1 млрд. рублей; второе - сформировать целостную государственную трехуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации фермеров и других субъектов малых форм хозяйствования на селе с использованием стационарных, дистанционных и мобильных форм обучения, выделять гранты на реализацию научных разработок в производство через работу информационно-консультационных центров всех уровней; третье – осуществлять эту работу на основе широкого использования принципов частно-государственного партнерства, привлекать на возмездной основе организации фермерского самоуправления.

Целевые ведомственные программы

Реальный путь развития фермерства дают целевые ведомственные программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на период 2012 – 2014 годов" и "Начинающий фермер".

Свою эффективность они доказали. За 2 года оказана поддержка почти 5 900 новых фермерских хозяйств и более 1 500 семейным животноводческим фермерам. Благодаря им создано почти 20 тысяч новых рабочих мест. И как один из результатов в фермерском секторе существенно выросло поголовье коров. Причем только в фермерских хозяйствах.

Обе программы исключительно востребованы. Конкурс на участие в них – 7-12 чел на один грант.

Главная проблема сегодня – недостаток средств, выделяемых на их реализацию, и, как следствие, - узкий охват и весьма скромные масштабы, значительные ограничительные меры по отбору участников.

В 2015-2016 годах финансирование данных программ предполагается на существующем уровне. В таких объемах они не в состоянии внести качественные перемены в структуру сельскохозяйственного производства и в повышение его эффективности, а главное, они не смогут обеспечить существенного увеличения численности фермерских хозяйств. В интересах государства, в интересах укрепления продовольственной базы увеличить объемы выделяемых средств государственной поддержки из федерального бюджета на реализацию каждой из этих программ до 10 млрд. рублей ежегодно за счет перераспределения финансовых средств в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства

Финансово-кредитная поддержка

Подавляющее большинство крестьянских хозяйств отрезано от кредитов. В 2009 году они получили 5%, в 2010 году – 2%, в 2011 году – 1,5%, в 2012 году – 1,7%, в 2013 году – 1,5% от общей суммы субсидируемых краткосрочных кредитов. Похожая картина и в сфере инвестиционных кредитов. Такая ситуация мешает реализовать потенциал малых форм хозяйствования.

Крестьянину получить кредит практически невозможно, а если кому-то и предлагают, то под немыслимый процент. Ставки достигают 20% и более. За последние 5 лет на долю малых форм пришлось не более 4% таких кредитов.

Наши предложения:

Первое. Предусмотреть выделение Центральным банком связанных кредитов коммерческим банкам под низкую процентную ставку для кредитования именно малого бизнеса в АПК. Однородные ссуды для малого агробизнеса сроком не менее 2 лет.

Второе. Выделить Фонду развития сельскохозяйственной кредитной кооперации и системе кредитной кооперации квоты в размере 2 млрд. руб. – докапитализировать ФРСКК.

Третье. Адаптировать работу Агентства кредитных гарантий применительно к условиям и возможностям малого и среднего бизнеса на селе.

Четвертое. Начать поэтапный отказ от практики субсидирования процентных ставок по кредитам – основная часть крестьян не имеет к ней доступа. Высвобождающиеся средства направить на увеличение погектарной поддержки.

Несвязанная поддержка на 1 га

Для крестьянства несвязанная погектарная поддержка – наиболее понятная и справедливая. Но это только в теории. А на практике она в основном проходит мимо крестьян. В регионах – масса противозаконных ограничений, требований, инструкций, ведущих к тому, что она стала недоступна для большинства. В 2013 году несвязанную поддержку смогли получить только 14% от общего числа фермерских хозяйств. А, скажем, в Республике Саха (Якутия) несвязанную поддержку получил один фермер.

При этом показатель несвязанной поддержки в среднем по Евросоюзу примерно в 30 раз выше, чем у нас. И там ее получают все крестьяне.

Что необходимо сделать?

Первое – нужна единая формула и принципы распределения федеральной части средств по всем субъектам РФ, которая учитывает природно-климатические условия. Там, где они неблагоприятные, поддержка должна быть выше.

Необходимы жесткие ограничения по установлению требований к распределению региональной части средств. В частности, с таким, как увязка погектарной поддержки с производственными показателями.

Второе – убрать все бюрократические препоны на пути крестьян к господдержке в первую очередь в регионах.

Третье – необходимо увеличить размер несвязанной поддержки минимум до 3 000 рублей на га сельскохозяйственных угодий, что обеспечит ведение расширенного воспроизводства отрасли.

Автор: Алексей Чернов

По этой теме: фермеры России

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1125

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
  • Район
  • Регион
  • Страна
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика