В современном Российском обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно
признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры) – это предмет, который выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей.
Изучая историю христианства, Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, ребенок получит повод подумать о том, в какой
стране он живет, каких ценностей придерживались его предки. А главное он поймет, что есть что-то в
жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий.
Учитель начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по "Основам православной культуры", а на всех других уроках, а также во внеурочной каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам. И дети ждут от нас, взрослых, чтобы мы им показали путь, по которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры.
Наше знакомство с Православной культурой началось гораздо раньше, чем мы с детьми (сегодня учащиеся 4 - А класса) начали изучать предмет "Основы религиозных культур и светской этики"
(Основы православной культуры).
Еще учась в 1 классе, мы проводили в классе мероприятие на тему:"Светлая Пасха", во 2
классе - участвовали в фестивале "Сретенские встречи", где дети показали сценку о том, как проходило Крещение Руси; в 3 классе - принимали участие в конкурсе "Рождественская звезда", а также проводили классные часы на тему: "Православие – это…"; в этом году мы приняли участие в Рождественском концерте, где дети подготовили сценку на тему: "Рождество Христово".
Все эти мероприятия можно рассматривать как подготовительный этап к изучению курса "Основы
православной культуры". С начала этого учебного года мы стали изучать этот предмет, дети уже
достаточно много знают о православии, многие начали знакомство с Детской Библией. Уроки наши не
сводятся к чтению учебника и слушанию рассказа учителя, дети сами готовят сообщения по различным учебным темам, делятся своими знаниями и опытом. Занятия по данному курсу представляют собой уроки-беседы или диалог.
С уверенностью могу сказать о необходимости изучения этого предмета в школе. Школьники с удовольствием занимаются на таких занятиях, потому что ребенок порой открыт к разговорам о Боге даже больше, чем взрослый. Он желает понять, для чего он существует на земле.
На уроках дети очень часто задают вопросы, а вопросы-то какие серьёзные, жизненные: про то,
что такое рай и ад, про то, есть ли душа у кошки, нужно ли слушаться родителей, когда те неправы,
про те или иные детские страхи. Тут ведь, чтобы убедительно ответить, мало обладать даром слова — нужно еще и довольно хорошо знать православное вероучение, иначе не получится объяснить
это своими словами. Именно поэтому мы с детьми в рамках урока Основы православной культуры накануне Вербного воскресенья посетили Михайло-Архангельский храм села Большое Игнатово. Тема урока была: "Великий пост. Праздники перед СветлымХристовым Воскресением. Пасха".
Беседу с учащимися провёл настоятель храма протоиерей Александр Никитин. Кроме темы урока, он ознакомил детей с устройством храма и иконами. Дети с замиранием сердца слушали отца Александра, у них возникло много вопросов, на которые они получили доступные и интересные ответы. Ребятам очень понравилось, они ещё долгое время оставались под впечатлением от беседы.
Русский педагог – христианин Константин Дмитриевич Ушинский как-то сказал: "Основной целью
воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию”. Трудно с этим не согласиться.