Автомобиль для современного человека — такая же обычная и будничная вещь, как и компьютер или электрочайник. Уже никого не удивляют круглосуточный шум моторов и нетерпеливые гудки клаксонов — все это что-то само собой разумеющееся. Однако, если для большинства людей автомобиль является банальным средством передвижения, то для отдельной, особенной категории граждан, "крутить баранку" — это не только способ добраться в конкретный пункт назначения, а скорее смысл их жизни, их профессия.
Есть категория людей, для которых это дело целого поколения.
Александр Иванович Полякин именно из той водительской стези. Его отец Иван Павлович был уважаемым человеком не только среди водительской братии, но и в районе.
Родился он в 1930 году. Войну встретил совсем еще мальчишкой, но именно на этих пацанов и легла огромная нагрузка и ответственность за семью, за колхоз.
Отца Павла Дмитриевича призвали на фронт, он участвовал в одной из кровопролитных битв – битве за Сталинград, где и сложил голову, как и более миллиона защитников города.
Шел 1942-ой год. Друзья Ивана в сентябре сели за парты, а он отправился в правление колхоза, попросился в трактористы. Руководство понимало, что возраст не для такой серьезной профессии, но людей не хватало, техникой управляли в основном девушки, и в 12 лет Иван стал трактористом. Немногословный, упорный в достижении цели, он не отставал от старших товарищей.
После войны в колхозы и на предприятия стали поступать автомобили ГАЗ-51, сесть за руль такого автомобиля, мечта любого парня. У Ивана Полякина за плечами был уже большой опыт работы на технике, пройдя специальные курсы, он садится за руль автолегенды. Первое рабочее место Ивана Павловича, как водителя, была Большеигнатовская подстанция. В те годы началось активное строительство электролиний и подстанций, на ГАЗ-51 доставлялись опоры, провода и катушки. К месту строительства подвозились электрики и монтеры. Работа велась с раннего утра и до позднего вечера.
Затем опытного водителя пригласили работать на почту, и он пересел на ГАЗ-66 - грузовой автомобиль для бездорожья. Без опыта и автомашины, которая бы сумела выбраться из любой колдобины, невозможно было доставить почту из Оброчного. Ждали вездеход и попутчики, особенно хорошо знали Ивана Павловича студенты, которые добирались в свой дальний район Мордовии. Большеигнатовский район долго звали "Медвежьим углом".
И. П. Полякин был одним из уважаемых людей района, очень деликатным, доброжелательным и мудрым.
Автомобиль привлекал пристальное внимание сыновей Ивана Павловича – Петра и Александра, спор за право сесть за руль, шел серьезный. Петр, как правило, уступал младшему брату и Александр доставлял транспорт до места назначения, где его ожидал отец. Ему, как и отцу к началу освоения техники, было 12 лет. Он не представлял себя в другой профессии. Когда обучался после службы в армии в ДОСААФ, чтобы получить водительское удостоверение, преподаватели часто приглашали его помочь в ремонте автомашин. Все азы водительского мастерства молодой человек знал на "отлично".
Первым автомобилем, за руль которого он сел как профессионал, был ЗИЛ. Трудовая биография началась в "Сельхозхимии".
Затем молодого водителя приглашают работать в районный комитет комсомола.
Необходимо отметить, что требования к водителям такой категории, очень высоки и им может стать далеко не каждый. Одного опыта вождения автомобиля совершенно недостаточно. К претенденту предъявляется множество требований как в отношении профессиональных, так и личностных качеств. Кандидат на должность личного водителя должен быть человеком тактичным, порядочным, сдержанным, молчаливым. Волей-неволей он становится свидетелем внутренней жизни руководителя, в которой, конечно, немало сугубо конфиденциальной информации. Профессиональный водитель, узнавший какие-то секреты своего непосредственного начальника, не подаст и виду, что он в курсе, не говоря уже о том, что он не станет доверять чужие тайны третьим лицам. Александр Иванович соответствовал всем этим требованиям, поэтому, его, как говорится, "заманивали" к себе. Так он стал работать в управлении сельского хозяйства на автомобиле марки "УАЗ", затем – "Москвич". В семейном архиве сохранилось фото того периода. Александр Иванович работал с несколькими руководителями, когда Е. А. Дерова перевели работать на Звероферму, личного, проверенного в деле водителя он взял с собой.
За годы работы в управлении сельского хозяйства и в Звероферме, он исколесил пол-России. Ранний подъем и поздний отбой – вот его распорядок дня в тот период.
- Я и не заметил, как дети выросли, - с большой долей сожаления сказал отец семейства, - все дороги и дороги.
Хотя время, для того, чтобы научить сына Дмитрия вождению, он нашел и сыну это очень приятно, навыки пригодились при сдаче экзаменов на право управления автомобилем.
Так сложилась жизнь, что Александр Иванович вошел в ту же колею, что и отец. Стал работать в “Мордовкоммунэнерго”. В настоящее время он работает в организации, где занимаются обслуживанием распределительных пунктов, трансформаторных подстанций и линий электропередач распределительных электросетей – в районе электрических сетей.
За многолетний и добросовестный труд опытный водитель неоднократно был награжден различными грамотами. Он отмечен республиканским руководством "Мордовкоммунэнерго".
Поистине невозможно себе представить развитие нашего района, республики без людей этой мужественной профессии. Ведь именно от их каждодневного труда во многом зависит жизнедеятельность наших поселений, своевременное обеспечение их топливом, сырьем, продовольствием, товарами народного потребления, всем, что необходимо людям. В честь профессионального праздника — Дня автомобилиста — хочется поблагодарить людей, которые выбрали эту замечательную профессию и проработали много лет на предприятиях и в организациях нашего района, пожелать им счастливой дороги и судьбы.