Когда-то давно, учась в школе, любила читать фантастику. В книгах писали о полетах на другие планеты, об искусственном разуме, о роботах, которые живут почти самостоятельной жизнью. Тогда это казалось нереально далеко. Но прошло не так уж много времени и многое воплотилось в жизнь. В нашу повседневность вошли сотовые телефоны, компьютеры, мы можем общаться по скайпу, находясь на огромных расстояниях друг от друга… Да много чего полезного и не очень появилось в нашем обиходе. Но за всеми изобретениями стоит человек. И нынешние школьники с большим энтузиазмом берутся за создание новых компьютерных программ, понимая, что за этим будущее, компьютерный прогресс уже не остановить. Во всей республике школы ориентированы на качественно новый уровень образования. Главная задача - переориентировать ребят учиться на рабочие и инженерные специальности, дети в школах уже готовы работать с наукоемким оборудованием. В этом я убедилась, побывав в Большеигнатовской школе на занятии кружка "Робототехника", которым руководит учитель информатики О.Н. Долгова.
То, что этот кружок начал работать в школе, немалая заслуга бывшего его руководителя – учителя информатики В.И. Вечканова. Он сумел заинтересовать и увлечь ребят, передал дело в надежные руки.
В настоящее время постоянно в кружке занимаются семеро ребят, хотя желающих немало. Даже первоклассники готовы получать первичные знания.
Мой визит в школу пришелся на время, когда ребята готовились к участию в "Инновационном конвенте" в г. Саранске. Им предстояло участвовать в "Фестивале робототехники". Николай Борисов, Данила Сунин и Сергей Коченов проверяли все ли у них работает, нет ли сбоев в программах, не подведут ли собранные ими роботы.
Готовили свою технику: к номинациям "Сумо" восьмиклассники Н. Борисов, "Езда по линии" - Д. Сунин, "Кегельринг" - семиклассник С. Коченов.
На занятии не было самого опытного члена команды одиннадцатиклассника Андрея Наумова. Но он также готовился к предстоящему республиканскому научно-техническому конкурсу на приз Главы РМ.
"Просто ли попасть в кружок?" - поинтересовалась я у Ольги Николаевны. – Отбор мы проводим серьезный, - ответила на мой вопрос педагог. – Ребята должны быть с компьютером на "ты", иметь навыки программирования, уметь проектировать, иметь пространственное воображение и быть технически подготовленными для своего возраста.
В кружке для работы ребята пользуются тремя комплектами "домашней версии". Существует еще школьная версия, как пояснила Ольга Николаевна, в которой больше датчиков, деталей, а значит и возможностей для создания роботов, с более широким техническим диапазоном.
Кружок дает первичные технические навыки, развивает интерес к технике и науке. А это, несомненно, пригодится детям в будущем. Развитие новых производств ведет к необходимости адаптации системы профессионального технического образования к требованиям современной экономики и рынка. Сегодня уже на этапе выбора профессии человек должен быть неразрывно связан с новыми технологиями, а также иметь навыки работы на высокотехнологичном оборудовании, поэтому такие кружки просто необходимы.
На соревнованиях ребята не раз наблюдали за роботами в других номинациях – "Лабиринт", "Шагающий робот"… Но пока у кружковцев нет возможности в них участвовать. Но главное то, что у ребят есть желание, стремление, мечта осваивать робототехнику. Кстати, они с удовольствием занимаются еще и в мастерской, где учатся резьбе по дереву. И говорили об этом не с меньшим интересом, чем о сборке роботов.