Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия

431670, Республика Мордовия, Большеигнатовский район, с Большое Игнатово, ул Советская, 38
телефон: +7 (83442) 2-10-70, 2-11-41
e-mail: woshodbi@moris.ru

К родным истокам

Среди других важных тем, которые поднимаются врио Главы Мордовии Артёмом Здуновым в ходе различных встреч, - это повышение туристической привлекательности республики, разработки новых, интересных для туристов направлений.

Врио Главы Республики Мордовия Артём Здунов и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин подписали соглашение о сотрудничестве в сфере туризма и реализации проектов развития паломническо-туристических кластеров "Арзамас – Дивеево – Саров" и "Саранск – Темников – Санаксарь". Документ предусматривает взаимодействие Мордовии и Нижегородской области по разработке и продвижению межрегиональных туристских маршрутов, созданию условий для стимулирования предпринимательской активности.

"Мордовия — это давний и надёжный партнёр Нижегородской области, сосед и друг. Обязательно будем помогать друг другу, и обмениваться лучшими практиками", — сказал Глеб Никитин.

Корни рода твоего

Мордовия богата яркими, историческими объектами и событиями, которые могут стать своеобразной визитной карточкой. Есть уникальные уголки сельской местности, которые могут много рассказать об истории этих мест, края.

В селе Чукалы Большеигнатовского района находится памятник архитектуры 2-ой половиной XIX века, который включен в Реестр объектов культурного наследия регионального значения - дом графа Протасова - Бахметьева.

Село Старые Чукалы, с 37 дворами, являлось первым крупным населенным пунктом в начале XVII века в этих местах. Территория нынешнего Большеигнатовского района в начале 17 века входила в состав Алатырского уезда.

Это старейшее село известно ещё тем, что в 1612 году здесь произошло судьбоносное сражение. Дружина татарского князя Баюша Разгильдяева, объединившая "алатырских мурз и мордву, и всяких служилых людей", разгромила войска ногайцев, освободив от плена "всяких людей семь тысяч" и защитив тылы ополчения Минина и Пожарского, противостоявшего натиску польских интервентов.

В XVII веке за активное участие местного населения в крестьянском восстании под предводительством Степана Разина село было сожжено. А в начале XVIII века Петр Первый передал Чукалы во владение графа Протасова - Бахметьева, который, по имеющимся сведениям, организовал в селе заводское производство кирпича.

Тем удивительнее, что принадлежавшие графу и его наследникам строения в Чукальском имении были деревянными. И в ходе очередных народных волнений, случившихся в 1905 году, графские владения сгорели. Уцелели лишь двухэтажный дом, и дом, принадлежавший семье управляющего усадьбой, построенные как раз из кирпича.

Строение достаточно неплохо сохранилось, и долгое время там размещалась сельская школа.

По оценке знатоков исторического зодчества, в кладке встречается два типа кирпича, отличающиеся друг от друга размером и цветом. "Основным мотивом фасадного убранства является мотив триумфальной арки, - отмечают специалисты. - Здание – хороший образец позднего провинциального классицизма. На фоне однотипной деревянной застройки села оно обращает на себя внимание строгим регулярным рисунком фасадов, отобранностью мотивов декора".

Село Чукалы, являющееся одним из старейших мордовских селений края, играло роль центра для мордовского населения. В 1629 г. в Чукалы съезжалась мордва из многих селений тогдашних Нижегородского и Алатырского уездов, где старейшины родов решали насущные проблемы своей жизни, проводили соревнования по силе и ловкости, пели песни.

В 1999 году такой праздник на этом месте был возобновлен. Со всей России, из-за рубежа, с районов республики приезжают эрзяне и представители других национальностей, чтобы окунуться в историю, быт, культуру своих предков.

Это место является своеобразным центром всего эрзянского края.

А.В. Маскина, глава Чукальского сельского поселения:

- По этому же образцу было построено ещё одно здание, которое сохранилось до наших дней. Во время существования колхоза в нём располагалось правление, и состояло на его балансе. По воспоминанием старожилов, в нем в военные годы располагался детский дом, позднее несколько лет школа, там учились мои родители.

Любое здание, даже самое прочное, довольно быстро приходит в упадок, если им не заниматься.

На наших глазах разрушаются и эти исторические и архитектурные здания. Основной проблемой сохранения памятников культуры является отсутствие бюджетных средств на реставрацию.

Между тем, хочется подчеркнуть, сохранение исторической среды имеет огромное значение для общества, и хочется призвать неравнодушных людей, принять участие в восстановлении этих уникальных для нашего района зданий и сделать их основой для создания исторического центра.

По земле Нижегородской

- Каламалейка, Пиченея, Поя (осина), Салдо (соль), - читаю я названия рек и сёл, проезжая по Лукояновскому району Нижегородской области. Названия мордовские, отмечаю я для себя, и, заинтересовавшись их происхождением, углубляюсь в чтение интернет-источников. Сидя на пассажирском месте, и имея при себе смартфон, это было несложно.

Эти названия говорят о древнем заселении эрзянским народом Лукояновского района. В1926 году у села Перемчалки был обнаружен древнеэрзянский могильник, датированный IX-X веками н. э. При раскопках могильника были найдены бронзовые браслеты, перстни, железные орудия труда и другие предметы, свидетельствующие о хозяйственной деятельности эрзян, их обычаях.

В 1992 году в городе Лукоянове местным художником Николаем Ивановичем Аношкиным был создан музей эрзянской культуры. Благодаря этому музею Лукоянов, расположенный в верховьях Тёши, со временем стал эрзянским областным национально-культурным центром.

Организаторы по крупицам собирали материалы и информацию о культуре, языке и традициях эрзянского народа. Возрождая одну из древних культур народов Поволжья, Аношкин с энтузиастами благоустроил несколько культовых мест: поляна "Лугакужо", этнопарк (со скульптурной группой, посвящённой героям-предкам) и популярный родник "Кельмелисьмалеень лисьмапря", где установили сруб и засадили всю территорию ивами. Музей с культовыми местами образовали "Эрзянский Культурный Центр" с редкими экспонатами эрзянского наследия и ежегодными межрегиональными фестивалями эрзянской песни. Летом 2012 года на территории этнопарка, расположенного в пойме рек Шнара и Ежить, были установлены мемориальные плиты десяти героям эрзянского этноса.

Здесь ежегодно проводится межрегиональный фестиваль национальной культуры "Эрзянь лисьмапря", в котором участвовали творческие коллективы нашего района – ансамбли Районного дома культуры, Андреевского дома культуры, народный ансамбль "Рябинушка".

Большеигнатовский район тесно граничит с Нижегородской областью. Нас объединяет не только территориальная близость, но и общая история, культура.

Автор: Раиса Байтякова

По этой теме: туризм

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 749

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика