Строки биографии
А.Н. Баргов родился 22 июля 1955 года в г. Магнитогорске, детство и юность провел в селах Андреевка и Большое Игнатово. Окончил Ичалковское педагогическое училище имени С.М. Кирова, Чувашский государственный педагогический институт имени И. Я. Яковлева, в 1995 году принят в члены Союза художников России. Член Творческого союза художников России. С 2002 по 2012 год - председатель Союза художников Мордовии. Член российских и региональных выставок. Профессор кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства ИНК МГУ им. Н. П. Огарева, участник республиканских, региональных, межрегиональных, всероссийских, международных художественных выставок. С 1997 года художник провел более 30 персональных выставок, в том числе в Санкт-Петербурге. Лукоянове и Большом Болдино Нижегородской области, Саранске, Пензе.
В своем творчестве А. Н. Баргов проповедует традиции русской реалистической школы живописи. Он любит красоту и радость в природе и в жизни.
Пейзажист
Начало творческого пути А. Н. Баргова связано с жанром пейзажа. Мастер работает в так называемых "чистом", "духовном" пейзажах, в пейзажах с жанровыми мотивами (серии "Времена года", 1995; "Болдинская осень", 1999; "Монастыри России", 2000 - 2003). Широко известны его лирико- эпические пейзажи, посвященные красоте родной мордовской земли. Лирико-эпические камерные пейзажи посвящены воспеванию красоты природы Мордовии: "Зимняя Сура" (1995), "Пробуждение. Осенняя Сура" (1998), "Весна. Гарт" (2009). "Весна. Талая вода", "Март" относятся к несомненным удачам автора в жанре пейзажа. Они написаны в красивейших и любимых художником местах Ичалковского и Большеигнатовского районов Мордовии.
Проникновенны и поэтичны его пушкинские места ("Болдинская осень", 1999) и волжские просторы ("Весна. Волжские просторы", 2005). В 2015 - 2017 годах выходит в свет ряд его полотен, продолжающих тему национального и духовного пейзажа в творчестве мастера: "Полевые цветы. Люпины", "Макаровский погост", "Болдино. Зимние сумерки", "Санаксарский монастырь" (2015), "Улочки Темникова", "Старый Темников", "Ушаковский дуб. Санаксаркский монастырь" (2017).
Вся Россия
В настоящее время значительно расширяется география пейзажей А.Н. Баргова: это не только по-прежнему любимая Мордовия, но вся Россия и заграничные пределы (Суздаль, Владимир, Ростов, Плес, Болдино, Северный Кавказ, Карелия, Черногория, Египет). Работы отличаются яркой характерностью, живописной красочностью, выразительным и контрастным цветом, использованным в его пленэрном звучании. Художнику удается мастерски передать тонкости холодного, режущего глаз освещения в горных пейзажах Северного Кавказа ("Кавказ. Эльбрус", 2015) и теплый мягкий свет в морских пейзажах в Черногории ("Вечерний свет. Черногория", 2015; "Пристань. Город Пераст. Черногория", 2015; "Полдень в горах. Черногория", 2015). Золотом зимнего заката красиво плавится Ростов Великий ("Ростов Великий. Золотой вечер", 2015), холодным жемчугом мерцает "Зимний Суздаль" (2015).
В настоящее время А.Н. Баргов один из немногих художников Мордовии, который обращается к сюжетно-бытовой картине.
Прошлое и настоящее
Художник стремится соединить настоящее и этническое прошлое своего народа в контексте единого художественного образа. На холстах триптиха "Мордовский праздник" (2000), "Праздник первой борозды" (2004), "Шумбрат, фестиваль!" (2007), "В воскресный день", (2009), "Яблочная благодать" (2011), "Песня" (2013), "Под родными небесами" (2017), "Эрзянь моро" (2018), "На земле предков", "За невестой", "Шумбрат, Кургоня!", "С праздником святой Троицы!" (2019) утверждается самобытный образ родной земли автора, мордовского народа как неистощимый источник радости и вдохновения мастера.
Картина "Шумбрат, фестиваль!" (2007) написана к международному фестивалю культур финно-угорских народов "Шумбрат, Финно-Угрия!", состоявшемуся в Саранске в 2007 году. Полотно живописует один из национальных мордовских праздников. Холст написан в энергичной живописной манере, раскрывает дар А.Н. Баргова как колориста, который находит воплощение в сложной для любого живописца разработке зеленого тона, в передаче мажорных красок одежды героинь.
Национальная тема раскрывается А. Н. Барговым под знаком праздничного восприятия бытия, характерного для народного мировидения. За серию полотен на национальную тему живописец награжден почетным званием Лауреата премии Главы Республики Мордовия. В 2012 году он стал Лауреатом серебряной медали Национальной премии в области изобразительного и декоративного искусства России "Русская галерея — XXI век".
Крупные тематические картины художника вносят актуальное содержание в развитие современного национального искусства Мордовии.
Они напоминают зрителям о тех истоках, которые являются основанием мировидения мастера, его духовных устоев и творчества. Из этого же родника проистекают созданные им в 2015 - 2018 годах произведения в жанре портрета. Здесь особое место занимают образы дорогих и родных людей живописца: "Портрет мамы. Нина Ивановна Баргова" (2015), "Ветераны Второй мировой" (2015). С благодарностью и поклонением пишет художник образ своей мамы, которая повлияла на выбор его творческого пути, почувствовав его тягу к искусству и направив учиться в педагогическое училище на художественно¬графическое отделение. Портрет раскрывает благородство, достоинство и красоту этой мудрой женщины. В портрете-картине "Ветераны Второй мировой" А.Н. Баргов обращается к исторической теме, отдает дань памяти своим бабушке и деду, их нелегкой военной судьбе. Работа посвящена 70-летию Победы советского народа над фашизмом. Картина участвовала во Всероссийской художественной выставке "Победа!" (2015, Москва). В "Автопортрете" (2015) мастер вдохновенно и тонко решает образ творческой личности, современника, своим искусством создающего мост между прошлым и будущим.
Особым праздничным ощущением жизни отличаются натюрморты А.Н. Баргова разных периодов его творчества ("Сирень", 1995; "Пионы", 2000; "Цветы", 2009; "Натюрморт из Тутаева", 2011; "Майская сирень", 2015). Иногда главными героями натюрмортов становятся предметы и детали мордовского национального костюма и народного быта ("Натюрморт с подсвечником", 1987).
Творчество А.Н. Баргова всегда патриотично, пронизано искренней лирической направленностью, переживанием, на первый взгляд, простых вещей, но именно они и составляют радости бытия художника.
Елена Голышенкова
Афиша
20 апреля в Большеигнатовском РДК состоится открытие выставки Анатолия Баргова