"Как трудно быть учителем! Проходить ежедневный контроль десятков пар внимательных, острых, всевидящих глаз. Любое упущение в костюме, прическе, повадке немедленно отмечается и заносится в тот устный кондуит, который школьники ведут на учителей с большей неутомимостью, нежели учителя на них" - сказал писатель Юрий Нагибин. ("Кондуит" - от французского – "поведение", - в дореволюционной России журнал в гимназиях, духовных учебных заведениях, кадетских корпусах для записей проступков учащихся).
Очень верно сказано, подумала я, прочитав это высказывание и вспомнив, как в свои школьные годы мы, девочки, замечали в наших учителях, а больше – в учительницах, каждую мелочь: брошку на шёлковой блузочке, колечко на пальце; смотрели на волосы, собранные в строгий, гладкий пучок; замечали малейшее пятнышко на одежде, хотя сами мы выглядели далеко не безукоризненно.
"Не сотвори себе кумира", - гласит заповедь. Но сколько школьников вручают свою судьбу своим кумирам – первым учителям!
Первый учитель запоминается на всю жизнь. Четыре года урок за уроком наполняет педагог знаниями любознательные головки своих учеников.
Без призвания учителем не становятся. Лично я никогда даже не мечтала быть учителем, потому что понимала, что с такой работой я не справлюсь и всегда с благоговейным уважением относилась к педагогам, а особенно – к учителям начальных классов.
Каждый год, 1 сентября, на школьных линейках, я наблюдаю, как растерянные, готовые вот-вот заплакать ребятишки-первоклассники, неуверенно строятся в ряд; им страшно, ведь они входят в новую жизнь, полную неизвестности. А возле них стоит учительница, которая будет им путеводителем, и от ее умения общаться с детьми зависит, как ребенок будет себя чувствовать в этой новой жизни.
Валентина Александровна Черноусова уже не раз принимала вот таких малышей и выпускала их, как и в этом году, в "большую" школу, как я про себя называю учебу детей с 5-го по 11 класс.
Двадцать пять ее воспитанников уходят, в пятый, класс в этом году и их уже нельзя назвать малышами. Это дети, уже уверенные в себе, уверенные в своих знаниях, умеющие дружить, умеющие вести разговор даже со взрослыми. Видно, как много труда вложила в их становление Валентина Александровна. Вспомнилось мне, как Валентина Александровна, тогда еще – Урявина, в августе 1986 года, после окончания Ичалковского педагогического училища, поступила в распоряжение Б-Игнатовского РОНО, откуда получила направление на работу в Н. Баевскую восьмилетнюю школу. Через два года она перешла на работу в Б-Игнатовскую среднюю школу.
Глядя на Валентину Александровну сейчас, по прошествии почти тридцати семи лет, я вижу все ту же девятнадцатилетнюю девушку: высокую, стройную и симпатичную, с лучистыми, веселыми глазами, и в очередной раз ловлю себя на мысли, что учителя долго остаются молодыми и внешностью, и душой. Казалось бы, эта профессия поглощает человека целиком, не оставляя места ни для чего другого, ведь надо уметь дойти до каждого ученика и каждого понять, не жалея для этого ни времени, ни сил, ни самого себя.
Но это не так. Валентина Александровна смогла воспитать и свою замечательную дочь Ксению, и помогает воспитывать внука. Конечно, истинную доброту и любовь к детям не заменят никакие самые современные методы работы. Много душевных сил тратит учитель. Легко ничего не дается, но, выполняя дело всей своей жизни, Валентина Александровна Черноусова, высокой нравственностью, душевной простотой и теплотой сумела достучаться до ребячьих сердец. "Как же мы будем без Валентины Александровны?" - недоумевает моя внучка Лена, - мы будем к ней приходить в класс на переменах".
"Но у нее же будут уже другие ученики" - говорю я.
"Нет, она все равно будет любить нас," - утверждает с уверенностью девочка.
И я ей не возражаю. Я вижу, с какой любовью относятся учителя и к своим бывшим, и настоящим ученикам.
Но я также вижу, как полюбили дети свою первую учительницу, ту, которая научила их быть добрее друг к другу, понимать друг друга, ту, которая научила их любить родной край, которая за годы учебы привила им чувство патриотизма и ответственности за свою Родину.
Желаем Валентине Александровне доброго здоровья, жизнелюбия, оптимизма и дальнейших успехов в ее трудной, но благородной работе.