Только цифры...
– Анна Ивановна, давайте начнем с небольших итогов прошлого учебного года и, прежде всего, ЕГЭ и ОГЭ. Довольны ли результатами ребят? Есть ли среди них медалисты?
– В этом году 11 класс окончили 16 учеников, все они сдали ЕГЭ и получили аттестаты о среднем общем образовании. Медалью "За особые успехи в учении" награждена Елизавета Моисеева, у нее же наибольшее количество баллов – 87, по русскому языку.
К основному государственному экзамену были допущены 33 ученика 9-х классов; 31 школьник успешно сдал экзамены и получил аттестаты об основном общем образовании. У четырех –аттестат с отличием. Двое ребят не справились с экзаменами и будут повторно сдавать их в сентябре.
– Как изменится численность учеников в школе в новом учебном году?
– Сократится. На конец 2022-23 учебного года в нашей школе обучались 255 школьников, со структурными подразделениями – 340. Ожидаемый контингент на 1 сентября – 242 и 319 учеников соответственно. К нам придут 12 первоклассников; один первоклассник будет в Старочамзинской основной школе, одна первоклассница – в Киржеманской средней школе. Обе школы – наши структурные подразделения.
– Кстати, ждут ли школу в ближайшем будущем новые изменения структуры?
– Нет. Наша школа имеет четыре структурных подразделения с 23 февраля 2019 года. На конец учебного года в них обучались 85 ребят, работали 37 педагогов. Помимо тех, что я уже назвала, нашими структурными подразделениями являются Андреевская и Спасская средние школы.
– В чем вообще преимущество такой реорганизации школ?
– Её главная задача – сохранение школы как учреждения в селе. Идёт образовательный процесс, сохранены рабочие места – значит, продолжается жизнь. Базовая школа и структурные подразделения – единое образовательное учреждение с едиными нормативно-правовой базой и направлениями работы. Вместе с тем у структурных подразделений достаточно свободы в выборе форм и методов реализации планов, и это сохранение их лучших традиций, самобытности и накопленного опыта.
– Насколько сложнее после реорганизации стало Вам как руководителю?
– Директор несет персональную ответственность за каждого ребенка, за каждого работника, за материально-техническую базу учреждений. Ответственность огромная, и нужно быть организованной, самосознательной и уверенной в себе, чтобы со всем справляться. Но руководитель не работает один, ему помогает команда.
– Сколько школьных автобусных маршрутов у вас действует? Не планируется открытие новых?
– У нас десять маршрутов, школьные автобусы доставляют на уроки 49 учеников. В будущем учебном году будет открыт новый маршрут. Он пройдет черех Хухорево, Киржеманы, деревню Красная Нива и Кучкаево.
...и неизбежная "цифра"
– Два года у вас в школе работает центр образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста". Заметно ли его влияние на качество образования ребят?
– Об ее эффективности судите сами, по достижениям наших учеников и педагогов. За программный продукт "Робот-сиделка" дипломом 3 степени международного конкурса "Школьный патент – шаг в будущее" награжден Дмитрий Прытков.
Кирилл Долгов – победитель региональной интеллектуальной олимпиады по робототехнике. Денис Назимкин – победитель федерального этапа I всероссийской олимпиады по естественно-научной грамотности. Победителями и призерами республиканского конкурса на знание тем органической продукции стали Роман Пахомов, Алена Ермушева, Мария Горбунова, Мария Черноусова, Арина Куманева. И это далеко не все награды наших ребят.
Кроме того, учитель химии Лилия Николаевна Бочкарева и учитель физики Вячеслав Иванович Вечканов стали призерами регионального этапа всероссийской олимпиады для учителей естественных наук "ДНК науки". Руководитель центра "Точка роста" Елена Николаевна Назимкина и руководитель кружка "Робототехника" Ольга Николаевна Долгова стали участниками межрегионального слета "ТЕХНОЛАБ-2023", посвященного эффективному образовательному пространству в "Точках роста".
– В современном образовании все больше "цифры". Это и "Точки роста", и дистант, и онлайн-занятия. На Ваш взгляд, цифровизация в современной школе – это хорошо или плохо?
– Ну согласитесь: в наш век образование без неё уже невозможно. Хотя бы потому, что "цифра" стала неотъемлемой частью жизни, она облегчает многие процессы.
К тому же цифровизация образования и дистанционная онлайн-учёба – не одно и то же. Цифровизация гораздо шире и подразумевает, скажем, использование программ, приложений и других ресурсов для электронного обучения как удаленно, так и в школе. Она касается и организационных процессов. Те же электронные дневники и журналы, возможность написать учителю сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить в школу лично, – это тоже цифровизация.
Да, в пандемию школа вынужденно перешла на дистант. Но это не значит, что электронные инструменты заменят собой всю образовательную среду, и тем более педагогов. Формат, когда обучение строится офлайн и частично онлайн, как правило, эффективнее и полного дистанта, и абсолютного отказа от цифровых инструментов. А практика показывает, что качественное образование всегда подразумевает живое взаимодействие учителя с учениками.
И потом, о внедрении цифровых технологий в российское образование заботились давно. Особенно масштабными такие проекты стали после пандемии. В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" нацпроекта "Образование" наша школа два года назад получила современные ноутбуки и интерактивные комплексы с вычислительными блоками. В "Точку роста" поступили цифровые лаборатории и инструменты.
– А как Вы относитесь к тому, что школы теперь обязаны вести группы в соцсетях?
– Современные дети и родители привыкли получать информацию оперативно, в два клика. Паблики в соцсетях – уже необходимость. С их помощью родители, педагоги и ученики, выпускники школы, общественность узнают о наших новостях. И часто эти новости создают сами ребята: в школе работает медиацентр. Публикуем и полезную информацию, используем паблик как виртуальную доску объявлений. Соцсети – не только оперативная обратная связь, но и возможность быть ближе к участникам образовательного процесса.
– Хорошо, а педагоги быстро осваивают технологии? Особенно те, кто начинал еще в советской школе.
– Цифровые технологии стали применяться на уроках в начале 2000-х годов. У нас не было выбора! Сто процентов учителей – и стажисты, и молодые педагоги – прошли обучение основам использования компьютера в профессиональной деятельности от республиканского института образования. Осваиваем цифровые технологии и сейчас. Стоять на месте нельзя.
– Кстати, о коллективе. Большинство школ республики испытывает кадровый голод.
– И нас эта проблема коснулась. Сейчас возраст учителей в школе варьируется от 45 до 60 лет. С уходом педагогов на заслуженный отдых крайне сложно найти специалистов на замену. Особенно это касается математиков, физиков. Выпускники педагогических вузов и колледжей, в силу разных причин, неохотно идут работать по специальности. Будем надеяться, что ситуация изменится.
Маленькая модель большого мира
– В прошлом году в школах внедрялось много новых проектов: "Движение первых", "Разговоры о важном", "Навигаторы детства". Как считаете, не перегружает ли детей участие во всем этом? Ведь школа – это, в первую очередь, знания.
– Школа – это не просто образовательное учреждение. Это маленькая модель большого мира! А работа педагогов с детьми заключается в повышении их мотивации к учебе, включении в общественно-полезную деятельность, развитии способностей. Иными словами – в активизации их жизненной позиции. Я убеждена, что именно она – залог успеха современного школьника. Да и не только школьника. Мы готовим ребенка к жизни в большом мире, так что здесь все взаимосвязано.
– По-Вашему, есть ли сейчас разрыв между сельскими и городскими школами в возможностях для учеников? В качестве образования?
– Кто-то со мной не согласится, возможно, но разрыв всегда был. Но мне же всё-таки хотелось напомнить, что наша обычная сельская школа стала стартовой площадкой для будущих изобретателей, ученых, инженеров, врачей, учителей, преподавателей вузов, работников сельского хозяйства, деятелей культуры, спортсменов и многих отличных специалистов. Не столь важно, учился ты в сельской школе или городской. Важно, мотивирован ли ты был на учебу, на активность и на правильный выбор профессии.
– Ваш стаж в системе образования – 29 лет. Как за это время менялась система образования? На что она была ориентирована в 90-е, нулевые, и сейчас?
– Школа – это, в первую очередь, здание, классы, спортивный зал, столовая, мебель, методические пособия и многое другое. На уроках – мел, доска, старые плакаты, самодельные карточки для индивидуальной работы: вот арсенал, доступный учителю в 90-е. Да, забыла про проигрыватель с пластинками. Работали по советской системе образования, но стали появляться педагоги-новаторы – Амонашвили, Занков, Шаталов. Мы присматривались к их новаторским идеям, применяли их.
В 2000-х стала обновляться материально-техническая база, заработал проект "Образование" – гранты лучшим учителям и школам. В 2008 году мы стали победителем федерального конкурса лучших школ и получили грант в 1 миллион рублей. На эти средства приобрели учебно-наглядные пособия, компьютеры.
С 2009 года единственной формой государственной итоговой аттестации стал ЕГЭ, а спустя два года школы начали переход на Федеральный государственный образовательный стандарт.
Сейчас векторами развития становятся проектная и исследовательская деятельность учеников, разнообразие форм внеурочной практики, опять-таки цифровизация. Прогресс не остановить, и не стоит с ностальгией оглядываться в прошлое. Надо брать из него хорошее и двигаться вперед, потому что меняется общество, меняются запросы государства. И мы, учителя, будем идти в ногу со временем.
– А школьники, на Ваш взгляд, стали другими? Или дети есть дети?
– Мой учительский опыт дает право утверждать: ученики сейчас другие. Не хуже, но другие. В каждом классе по-прежнему встречаются слабые и ленивые, талантливые и трудолюбивые. Есть озорники, но основная масса – прилежные, занимаются спортом и творчеством, мечтают об успешной карьере, влюбляются, дружат. Открытые, непосредственные, способные сопереживать, делиться радостями и огорчениями – дети 21 века. Нам остается быть с ними "на одной волне".
Прожить каждую жизнь
– Анна Ивановна, как и почему Вы сами выбрали педагогику?
– Любовь к профессии учителя, как, наверное, у многих, зародилась у меня в начальной школе. Теплота рук, ласковый голос и добрый взгляд первой учительницы Валентины Ивановны Учаевой проникли в мое детское сердечко, и я решила, что стану учителем. Чуть позже определилась: буду учителем английского языка. В мир культуры, литературы, кинематографа англоязычных стран нас вела педагог Людмила Яковлевна Байтякова. Меня привлекал английский язык, желание приобщить себя к совершенно другому с культурной точки зрения миру. Не сожалею о том, что выбрала именно профессию учителя и благодарю своих наставников, что помогли мне сделать правильный выбор. Знаете, просто не могу представить себя в какой-либо другой сфере.
– Как успеваете совмещать и руководство школой, и преподавание?
– Учебная нагрузка у меня небольшая, поэтому справляюсь. А общение с детьми, работа с ними на уроке очень важны нам, управленцам. Ведь в ребенке нужно понять, чем он живет, чем болеет, и отталкиваться от этого в общении с ним. Ведь все дети очень разные и очень интересные. В рабочем кабинете этого нет. Вот ты ребенка берешь во втором классе и до одиннадцатого проживаешь с ним целую жизнь. Директор реально проживает каждую жизнь, да еще вместе с целой семьей. А на выпускном вечере потом слезы...
– У Вас в этом году личный юбилей – 10 лет у руля школы. Какими достижениями особенно гордитесь?
– Работа была продуктивной. Какие результаты вижу основанием для этого? Первого сентября 2014 года были открыты мини-футбольная площадка с искусственным покрытием и волейбольно-баскетбольная площадка.
В 2015 и 2018 годах коллектив школы награжден дипломами за наивысшие результаты в трудовом соперничестве. Первого сентября 2016 года открыт новый главный корпус нашей школы.
В 2017 году наша школа вошла в топ-300 лучших сельских образовательных организаций.
В том же году коллектив школы награжден медалью "Дети войны" за активное участие в общественном движении. Звания "Заслуженный учитель Республики Мордовия" удостоены пять педагогов: учитель русского языка и литературы Татьяна Семеновна Анташева, учитель физики Владимир Петрович Пьянзин, учитель биологии Елена Владимировна Максимова, учитель математики и информатики Ольга Николаевна Долгова, учитель немецкого языка Татьяна Викторовна Иванова. Медалью "За особые успехи в учении" за 10 лет награждены 67 выпускников.
Это результаты работы творческого, компетентного педагогического коллектива с большим потенциалом, интересных учеников. А результат моей директорской работы – то, как мы сумели воспитать ребенка на той или иной стадии его развития: оценки, ЕГЭ, как и кем он вышел из школы, насколько социализирован. Если после выпуска говорят "Спасибо", большего и не нужно.
– Ваши главные увлечения – чтение и путешествия. Расскажите о книге, которая Вас вдохновила, потрясла, и о месте, где побывали в последний раз.
– Книга – "Грозовой перевал", золотая классика мировой литературы. Единственный роман английской писательницы и поэтессы Эмили Бронте, сестры автора романа "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте, – загадка, над которой можно раздумывать бесконечно. Книга заставила меня посмотреть на привычные представления о добре и зле, любви и ненависти совсем другим взглядом. После прочтения романа пересмотрела три экранизации, но больше всего понравился фильм с Тимоти Далтоном в главной роли. А еще запомнилась цитата: "Все мы начинали и все запинались и спотыкались на пороге. Если бы наши учителя дразнили нас, вместо того, чтобы нам помогать, мы и по сей день запинались бы и спотыкались".
Что касается путешествий, мне с прихожанками нашего храма Святого Архистратига Михаила посчастливилось посетить город Муром. Накануне Дня семьи, любви и верности мы побывали в монастырях, которые составляют часть архитектурного наследия этого провинциального города.
– Планируются ли к юбилею школы какие-то особенные проекты, мероприятия?
– Конечно–в новом учебном году. Это, например, сбор материалов об учителях "В большую жизнь вы нам открыли двери!", создание альбомов "Быстротечно время, одноклассники" и "Я с портфелем и цветами в первый класс шагаю с мамой". Запланированы встречи с ветеранами педагогического труда. А еще наш медиацентр подготовит фильм о школе.