...Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить земля, -
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский
Учитель - слово, которое в странах Востока пишут с большой буквы. Призвание, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка. Служение, которое не знает каникул и перемен.
Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. Жизнь современного учителя не менее динамична, чем жизнь общества. Профессия педагога требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества, и радует, что несмотря на сложности и трудности, находятся люди, которые выбирают для себя в жизни этот нелёгкий труд.
Учитель ведет ребенка сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает ученикам знания, вкладывает в них частицу своего сердца. Он помогает ребёнку найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье - встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя, как правило, не забывают. О таком педагоге ученик будет вспоминать всю жизнь.
В этом году исполнилось 25 лет моей педагогической деятельности, четверть века…- много это или мало? Оглядываюсь назад, я задалась вопросом: почему я стала учителем? У каждого человека своя школьная тропинка. Проходят годы, и она становится большой дорогой, длиною в жизнь, и очень важно, кто идет рядом по этой тропинке. С уверенностью могу сказать, что мне повезло – я встретила на жизненном пути не просто учителя, а профессионала своего дела, талантливого педагога, способного зажечь в сердцах учеников огонь познания, вовлечь их в водоворот интересной и неповторимой школьной жизни. Именно таким педагогом и является учитель русского языка и литературы Спасской школы Татьяна Викторовна Инжеватова. Прошло уже 32 года, а я до сих пор помню школьные уроки литературы. Уже тогда я решила, что стану учителем, чтобы помогать молодому поколению определяться с жизненной целью, учить и учиться, радоваться и огорчаться вместе с детьми.
В преддверии Дня учителя я задала вопросы на школьную тему коллегам:
- Что самое приятное в работе учителя, а что самое неприятное? – спросила я у Татьяны Викторовны.
- Приятное-неприятное – это скорее о физических ощущениях. Учитель – это то, что больше связано с душой. Для меня в работе учителя самое главное, - подчёркивает Татьяна Викторовна, - отлично знать свой предмет и уметь передать свои знания детям. Самое важное – чтобы дети полностью тебе доверяли. Самое интересное – принимать пятиклассников, самое грустное – провожать выпускников, самое волнительное – получать поздравления от тех, кто давно уже закончил школу. Самое трудное – приходить в класс заменять другого учителя.
- Когда нервы на пределе, чтобы успокоиться, нужно…? - этот вопрос я задала учителю английского языка Большеигнатовской средней школы Людмиле Михайловне Самилкиной.
- Вспомнить какой-то приятный момент или событие, - делится Людмила Михайловна. - Это поможет быстро успокоиться. Я, в принципе, спокойный человек, который легко может переключиться на нужный рабочий режим. Однако, конечно, как у любого человека, иногда и у меня случаются вспышки эмоций.
- Быстрый способ успокоить детей-это…?
- Сменить вид деятельности с помощью интересного задания, - поделилась советом психолог и учитель литературы Наталья Викторовна Михайлова. - Переключить внимание сменой интонации или неожиданным действием. Настроение играет важную роль. Хорошее – поможет справиться со стрессом и напряжённостью, поэтому, если кто-то из учеников рассмешил класс, не акцентируйте внимание, улыбнитесь в ответ и продолжайте урок.
- Что Вы чувствуете, когда ставите плохую отметку? – поинтересовалась я у учителя математики МБОУ "Большеигнатовская СОШ" Елены Александровны Французовой.
- Почему учитель должен чувствовать что-либо другое при выставлении "2", чем когда "3" или "4"?- удивляется Елена Александровна. – Педагог оценивает, как ученик справился с поставленной задачей, насколько ответственно подошёл к выполнению задания. Иногда, конечно, испытываю чувство сожаления, что некоторые учащиеся безответственно относятся к учёбе, "забывают" выполнить задания, хотя способны были это сделать. В этом случае "2" - это "прививка" от лени.
- Если бы не педагогика, Вы работали бы? - спросила я у учителя русского языка и литературы Андреевской школы Татьяны Петровны Гориной.
- Периодически задавалась вопросом: правильный ли я сделала выбор, посвятив себя педагогике? - размышляет Татьяна Петровна. – Так или иначе, но всё равно связала бы жизнь с обучением. Я стала учителем, потому что с детства нравилась эта профессия, примером были уроки русского языка и литературы А.С. Арабкиной. И вот, уже 32 года я уверенно чувствую себя в профессии учителя и думаю: быть учителем - моё призвание!
- Учитель не имеет права на …? – на этот вопрос ответила учитель математики Старочамзинской школы Елена Петровна Дорофеева.
- Как педагог с почти тридцатилетним стажем думаю, что учитель не имеет права показывать своё плохое настроение. У учителя всегда должно быть отличное настроение и улыбка на лице, глаза – светиться и вдохновлять. Педагог не имеет права отказывать в помощи ученикам и родителям в решении вопросов и проблем в процессе обучения и воспитания. Не имеет права совершать плохие поступки, а наоборот своим примером должен прививать лучшие качества своим ученикам. И, вообще, педагог на многое не имеет права. У нас, педагогов, много обязанностей, которые необходимо выполнять круглые сутки,- делится Елена Петровна.
От души благодарю коллег за откровенные ответы. И поздравляю всех педагогов с Днём учителя. Желаю всегда сохранять в душе любовь к самой сложной, но такой важной профессии педагога!