Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия

431670, Республика Мордовия, Большеигнатовский район, с Большое Игнатово, ул Советская, 38
телефон: +7 (83442) 2-10-70, 2-11-41
e-mail: woshodbi@moris.ru

Годы прожиты не зря

Председатель правления МСО

1 февраля 1974 г., в день своего рождения, запланировал сходить на приём к первому секретарю РК КПСС Волкову Виктору Яковлевичу, попросить у него квартиру. Захожу в кабинет, и он с порога мне предлагает работать председателем правления МСО. Я оторопел от неожиданности - об этом вообще не думал, так как считал себя ещё мальчишкой, а эта работа очень ответственная, для более подготовленного человека. Тем более я в этой организации после университета работал и немного знал о загруженности этой должности. Он продолжает наступать на меня и именно приводит тот довод, что я хоть что-то знаю о работе этой организации и другого такого человека - нет. Тогда с высшим строительным образованием в районе были я и Пьянзин Александр Кузьмич. Я пришёл после университета в МСО, а он - гл. архитектором района. "Соглашайся, не будет получаться - освободим, беда какая, но кто же будет работать если не молодёжь с высшим образованием, иди - посоветуйся с женой и к вечеру дай ответ", - продолжает Волков. Жена восприняла это известие спокойно, и я, больше ни с кем не советуясь, вечером дал согласие.

Первые шаги в новой должности

14 февраля собрали пайщиков МСО (это были колхозы) и избрали меня руководителем этой организации. В тот же день к вечеру поехал в Киржеманы.

Утром пошёл на работу. Собрались ИТР (мастера, прорабы, механики, снабженцы - всего человек 15). Начал спрашивать, что будут делать в ближайшее время и сегодня, в частности. Оказывается, организация уже около 3-х месяцев не работает. Нет строительных материалов, бензина и солярки, работники без оплаты, но не начислять-то нельзя. Конторские приходят, что-то считают, другие тоже приходят на рабочее место, хоть и сидят, но они не виноваты и поэтому тариф начисляют.

Народ повалил на приём к новому начальнику, как будто я с собой привёз сундук с деньгами. Я не знаю, что делать. Все поставщики материалов отказались от нас, так как не расплачиваемся с ними. Я день разбираюсь, другой, третий - не нахожу выхода. Сон пропал, аппетита нет. В общем, я решил сбежать. Приглашаю гл. инженера Козлова Алексея Ивановича и говорю: "Я еду домой, завтра за мной машину не посылай, я не приеду, как тут такую "кашу" заварили, так и расхлёбывайте". Он, конечно, доложил в райком КПСС, что новоиспечённый руководитель сбежал. Меня опять приглашает 1-й секретарь В.Я. Волков. Спрашивает: "Что случилось, почему сбежал?" Я доложил ему ситуацию в организации. А он говорит: "Прошу тебя, поезжай, посоветуйся со "стариками", что можно сделать, чтобы поправить финансовое положение, и приезжай обратно ко мне". И я вернулся в Киржеманы.

Выход из ситуации

Пригласил Козлова Алексея Ивановича - гл. инженера, Долгова Ивана Никитовича - парторга, Дерову Лилию Петровну - гл. бухгалтера. Спрашиваю: "Какие есть предложения?". Самый сведущий в таких вопросах был Иван Никитович. Он говорит: "Надо дополнить паевые взносы пайщиков и попросить объединение "Мордовколхозстрой" профинансировать построенный на своей базе цех железобетонных конструкций и восьмиквартирный жилой дом. Других путей нет. Кстати, я очень благодарен судьбе, что на моем жизненном пути попались такие замечательные люди: бескорыстные, порядочные. Они по возрасту мне родителями годились, знали намного больше меня, по-родительски меня оберегали, поддерживали. К ним ещё относился Макаров Виктор Николаевич - гл. механик МСО.

И вот возвращаюсь я в райком, докладываю о наших предложениях. В.Я. Волков пригласил Ф.М. Хрестина - предрика, И.М. Зубова - нач. управления сельского хозяйства, Н.И. Ванькина - гл. бухгалтер управления с/х и Л.Д. Полякину - управляющую госбанком. Ванькин посмотрел, помню, годовой баланс МСО и говорит: "Да тут они без поддержки не выкарабкаются". Волков связался по телефону с П.И. Граком, - председателем правления объединения "Мордовколхозстрой", обговорили этот вопрос, решили: так как предложили мои "старики" (им в то время было всего по 49 лет, а Виктору Яковлевичу и того меньше - 44 года).

Общий долг только был 400 тыс. рублей, при мощности организации 800 тыс., да, кроме этого, были запроцентованы и взяты с заказчиков невыполненные работы, да плюс ко всему ещё рухнули крыши 2-х недостроенных коровников. И мы чуть не весь 1974 год работали над устранением приписок и разрушений. Деньги с колхозов собирались с большим трудом, так как собственных денег у колхозов тоже не было. Все это было рискованно, но другого выхода не было.

И все-таки до конца года мы выправили финансовое положение МСО, я научился "считать" деньги, экономить, научился проверять сметы и заставлять проектантов исправлять упущения, чтобы объект не был убыточным для МСО.

Забегая вперёд, хочу сказать, что "благодаря" нужде и тактике на её преодоление, после 9,5 лет работы, я оставил организацию в августе 1983 года с 500 тыс. рублей свободных денег и уже выполненным годовым планом (а это ещё около 350 тыс. руб.).

Между двух огней

Работать было на первых порах трудно, спрос со стороны РК КПСС был очень строгий. Руководитель производственного коллектива находился между двух "огней" — сверху райком партии давит: "Давай план", снизу – рабочие: "Давай зарплату", не считаясь с производительностью труда. Партия тогда заигрывала с рабочим классом, показывала демократизацию.

Людей под план не хватало, вербовали со всех республик тогдашнего Советского Союза. Много народу приезжало из Армении, Белоруссии, Чеченской республики, Ингушетии. До сих пор есть люди, которые помнят нас, и вспоминают добром. К примеру, как-то С.М. Темаев, по приезде из командировки в Чечню, (он там был в служебной командировке от РОВД) рассказывал: "Послали меня на коньячный завод за спиртом. Директор стал расспрашивать: "Откуда родом, что, как?" Я говорю: "Я из Мордовии, из Большеигнатовского района". Он говорит: "Я там был в семидесятых годах, помню И.Я. Наумова - начальника МСО", я вначале насторожился, а потом чувствую, что вспоминает добрыми словами, "сделался" племянником Вашим. "Ну, а коли племянник, то давай за стол", - угостил в волю". Я спрашиваю Сергея: "Ты какой-нибудь вывод для себя сделал из этой встречи"? "Сделал, - говорит, - земля круглая, не знаешь, с кем и когда можешь встретиться вторично и поэтому надо делать всегда добро людям".

Было очень много нестыковок, и все они сходились на руководителе. Помню, в первый год работы собрались я и председатели колхозов - Батаршев В.П. с. Н. Баево, Долгов Ю.M., с. Киржеманы, жалуемся, как всё-таки много нестыковок в жизни, как бы выдержать хотя бы 1 год достойно. Однажды даже маму обидел, высказал: "Зачем выучили меня, чтобы вот так мучиться на работе".

Достижения

Спустя несколько лет были и достижения. Так, наша МСО ежеквартально стала занимать призовые места по "Мордовколхозстрою". А один раз заняла 2-е место даже по "Росколхозстрою". Конечно, не по объёмам СМР (у нас район и организации малые), но по эффективности работы (по фондоотдаче, по производительности труда, по выработке машин и т.д.).

Приведу несколько примеров, когда руководителю такого уровня приходилось рисковать, принимая нестандартные решения.

У нас было несколько марок автомобилей - "Урал", грузоподъёмностью 7.5 т. и "Газ-53б", грузоподъёмностью 3.5 т. Пока дорог не было, водители "Уралов" не поднимали вопрос, что за равную работу они получали меньше, чем водители "Газ-53". И никто не вникал, я не знал. Поехал в Объединение, там, оказывается, тоже не знали. Все согласны, что это несправедливо, но что-то изменить никто не решается. Мне говорят: "Ты руководитель, ты и решай". К этому же времени давно уже назрел вопрос о несправедливой оплате за различные рейсы. За цементом ехать - муки адские: водители находили всевозможные причины, чтобы не поехать. Там иногда стояли, а вернее двигались в очереди 2-е, а иногда и 3-е суток, а оплата - мизер. Из-за этой причины мы потеряли водителей колёсных тракторов. За тот же рейс в колхозах платили в три раза больше, чем у нас. Я ездил по соседним МСО, советовался, но эта проблема, оказывается, не у всех была актуальна. У нас в основном задержки были из-за нехватки транспорта, плечо перевозок длинное: хоть до Оброчного - 60 км, хоть до Ардатова - столько же. А Ардатово, Ичалки, Атяшево, Чамзинка перевозили на железных дорогах. И вот однажды приехали на совещание в Саранск все руководители подразделений "Мордовколхозстроя" (тогда выезжали на 3 дня: день добираешься туда, день на совещании и на третий день едешь обратно). В гостинице я познакомился с начальником Иркутского лесопункта (они заготавливали и присылали лесоматериал для нас). У них лесовозы были тоже на базе "Уралов".

(Продолжение следует)

Иван Яковлевич Наумов

Автор: Иван Наумов

По этой теме: книга

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 72

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика