В настоящее время наибольшее распространение получило такое социально опасное явление как IT-преступления.
Прочно вошли в нашу жизнь современные технические средства общения, передачи данных, хранения персональных данных. И преступники активно используют имеющиеся возможности.
Ведь порой один звонок без прямого контакта с жертвой позволяет получить преступникам "доход", который исчисляется сотнями тысяч рублей, а порой и миллионами. Так, в апреле 2024 года в органы внутренних дел Мордовии с заявлениями о хищении денежных средств обратились 100 местных жителей, которые лишись более 37,5 миллионов рублей.
По-прежнему самыми распространенными способами совершения преступлений остается защита от несанкционированного списания и оформления кредита неизвестными с последующим переводом сбережений на так называемый резервный счет. Так, 21 летняя жительница нашего района в феврале 2024 года, будучи обманутой под вышеуказанным предлогом, лишилась 350 000 рублей.
Также имеет место быть обман потерпевших во время продажи и покупки товаров на сайте бесплатных объявлений, в социальных сетях, на платформе популярных маркетплейсов. По такой схеме жертвой мошенников стала жительница нашего района, желавшая приобрести через сайт бесплатных объявлений "Авито" спортивный тренажер, в результате чего последняя перевела мошенникам десять тысяч рублей.
Еще одна схема мошенничества, используемая преступниками: "родственник попал в ДТП". В этом случае незнакомец по телефону сообщает, что родственник попал в ДТП, стал его виновником и необходимо передать деньги, чтобы не возбудили уголовное дело, или нужны деньги на лечение. Затем приезжает курьер и забирает деньги или предлагается сумму перевести на счет.
Наряду с вышеуказанными способами, преступники осуществляют неправомерный доступ к персональным данным граждан, хранящимся в личном кабинете на портале Госуслуг. Так, злоумышленники от лица компаний сотовой связи требуют цифры из сообщений якобы для продления обслуживания. По факту коды они используют для входа в учетные записи жертв на сайте "Госуслуги" (что само по себе является преступлением) и смены пароля. Потерпевшие теряют доступ к ресурсу, а мошенники сообщают о "взломе", используя это как аргумент выполнения жертвой дальнейших инструкций по "защите денег от хищения". Данная схема так же не обошла стороной наших жителей района. Так, на уловку мошенников в 2024 году попались двое жителей нашего района.
Уважаемые граждане! В очередной раз призываем быть бдительными и благоразумными! Любые действия выполняйте обдуманно и без эмоций. Не следуйте инструкциям, полученным по телефону или в общении в мессенджерах от незнакомцев. Работники банков, компаний мобильной связи, сотрудники госорганов не требуют переводить куда-либо деньги и, тем более, не звонят гражданам в WhatsApp, Viber или Telegram. Не переводите в качестве предоплаты денежные средства за товар, а также не сообщайте никому полные реквизиты банковских карт, PIN-код, CVC/CVV-коды и одноразовые пароли для подтверждения операций. Помните, что только ваши правильные действия помогут противостоять киберпреступникам.
Константин Бочкарев,
старший следователь следственного отделения ММО МВД России "Ичалковский" капитан юстиции