В прошлом же она была неотъемлемой частью типографии, где специалисты занимались набором текста для последующего печатания.
Профессия наборщика восходит к эпохе книгопечатания, когда для создания текста использовались металлические литеры и наборные кассы.
"Печать высокая"
Сегодня не все представляют, как это было. Я до сих пор не знала, что означают слова на последней странице газеты: "Печать высокая", "Печать офсетная". Заглянула в старый словарь и узнала, что "Печать высокая" (типографская), один из основных видов печати, при котором оттиск получается с формы, имеющей выступающие (печатающие) и углубленные (пробельные) элементы. Наиболее употребительно для печатания текстовых изданий (газеты, книги, брошюры и т.д.).
Офсетная печать – разновидность плоской печати, при которой краска с печатной формы передается на резиновую поверхность, а с нее переносится на бумагу или другой материал: это позволяет печатать тонкими слоями красок. Применяется для печатания всех видов изданий, в том числе многокрасочных.
Само слово "типография" переводится как – "отпечаток, пишу" и означало раньше промышленное полиграфическое предприятие, выпускающее печатную продукцию в основном способом "Высокой печати". Классическими способами печатания в полиграфии в то время были высокая, глубокая, плоская.
Кто такой ручной наборщик?
Ручной наборщик в типографии – это работник, который набирал нужный текст так: пальцами по одной букве на металлической пластинке складывали слова и предложения. Они не могли работать в перчатках: размер буковок мелкого шрифта мы можем оценить самостоятельно по старым газетам "высокой печати". Буковку в два – три миллиметра без сноровки голой рукой не сразу ухватишь, не то, что в перчатке! Шрифты были металлические, разных размеров и разной гарнитуры, для газетных текстов – малых размеров, для заголовков – побольше. Наборщик должен был запомнить место расположения каждого шрифта, чтобы быстро ориентироваться во время работы.
О работе
Вот как рассказывает ветеран печатания Тамара Михайловна Варламова:
"После того, как газета была отпечатана, эти шрифты разбирались и аккуратно ссыпались на обозначенное для каждой буквы алфавита место в ячейки, а потом начинали набирать тексты для следующего номера. Чтобы набрать сто строк текста, даже опытному наборщику требовалось целый час простоять у кассы со шрифтами. Рабочий день затягивался до полуночи, а то и позже. Выпуск газеты тогда был делом нелегким. Тексты нам давали не всегда отпечатанные на машинке, часто – написанные от руки. Набор должен был быть чистым, без ошибок. А ошибиться можно было и со шрифтом, и с фотографиями. Но ни разу мы выпуск газеты не сорвали, никто не уходил домой, пока газета не была отпечатана, никто не жаловался на трудности. А случалось всякое: бывало, уже сверстанную, вычитанную корректором и подписанную в печать редактором полосу, по неосторожности или какой-то технической причине печатник рассыпал. И надо было все эти металлические строчки, набранные вручную, складывать в тексты и вновь верстать, потом вычитывать, проверяя правильность их расположения".
Ручной набор
В СССР ручной набор дожил почти до конца 20 века, конечно, уже параллельно с линотипом. А ведь это мало того, что тяжелый и утомительный, портящий зрение труд – он еще и смертельно опасен для здоровья, ибо свинец от букв шрифтов впитывается в подушечки пальцев. То, что наборщики хронически отравлялись свинцом, было известно уже в конце 19 века. Работа наборщика в СССР входила в перечень вредных, поэтому эти работники уходили на пенсию на 5 лет раньше.
О работе наборщиков во время Великой Отечественной войны писал в своих воспоминаниях редактор Большеигнатовской газеты (в то время редакция и типография была одна организация) Иван Васильевич Бочкарев: "Работать в типографии приходилось в неимоверно трудных условиях. Опытные работники – мужчины были мобилизованы на фронт. Весь набор был ручной. Шрифт был изношенный, его не хватало. Печатали газету на машинах, которые приводились в движение ногой. Двухполосную газету пропускали через нее два раза, четырехполосную – четыре раза. Бывало, работали круглые сутки, ночью, при керосиновой лампе или коптилке. Выходила газета без опоздания. И тут же отправлялась подписчикам".
Линотип
Линотип – наборная строкоотливная машина, изготавливающая набор в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверхностью.
Наборщик – линотипист набирал текст, нажимая на клавиши расположенной перед ним клавиатуры. Благодаря специальному устройству буквы, цифры и знаки отливаются в строки заданного размера, из которых комплектуются (верстаются) будущие страницы (полосы).
Работа линотиписта сидячая, но также тяжелая и вредная, ведь строки отливались из металла – сплава свинца, олова и сурьмы, а формы с готовыми газетными полосами, которые надо было носить на тискальный станок, чтобы сделать оттиск, были совсем не легкими. Приходилось самим чистить матрицы, устранять мелкие неполадки в работе машины.
О своей жизни
"Я начала работать в Большеигнатовской типографии в 1968 году. Директором типографии был Василий Григорьевич Расторгуев. Сначала приняли меня уборщицей, потом перевели бумагорезчиком, затем работала я печатницей, и только через несколько лет стала я наборщицей ручного набора. Работа эта требовала тщательности и внимания. Труд непростой, нужно было простаивать весь день возле касс на ногах, и почти вся работа делалась вручную. Правда, я и не была избалована легкими работами: росла в большой многодетной семье, где жили, как и все в селах небогато и поэтому, окончив Вармазейскую восьмилетнюю школу, я стала работать в местном медпункте уборщицей; работала и на стройке, а выйдя в 1965 году замуж за Старокачаевского парня Николая Варламова и переехав к нему, стала работать в колбасном цехе Большеигнатовского райпотребсоюза.
Отец мой, Михаил Максимович Темасов, вернулся с войны без левой руки, работал он и председателем колхоза, и председателем сельсовета, а в конце трудовой деятельности – агентом Госстраха по Вармазейско-Новочамзинскому кусту.
Старшие братья и сестра, обзаводясь семьями, жили отдельно, и я с детства выполняла по дому тяжелую мужскую работу – косила сено, пилила и колола дрова, копала огород.
В 1967 году у нас с Николаем родился первенец – сын Саша и после декретного отпуска я устроилась на работу в типографию. В 1971 году мы с мужем радовались появлению на свет второго сына - Жени и строили планы на будущую счастливую жизнь".
Тамара Михайловна всегда была благодарна своим родным и близким, своему родному коллективу за помощь и поддержку, оказанную ими, ведь без них она не смогла бы, наверно, перенести ту трагедию, которая случилась в ее семье после шести лет счастливой супружеской жизни. Ее счастье оборвалось в одночасье – погиб Николай. Тамара осталась в доме с двумя несмышлёными детьми, и на ее попечение остался свекр, инвалид войны, потерявший на поле боя одну ногу: свекрови к тому времени уже не было в живых.
Потемнела молодая женщина от горя, но, поддерживаемая людьми, не могла упасть духом и сложить руки – ведь ей нужно было растить детей.
Вырастила она своих парней, женила их и сейчас живет в согласии и уважении с семьей одного из сыновей. Окружена Тамара Михайловна их заботой и любовью.
Очень тепло отзывается она о своих внуках, гордится своими правнуками и рассказывает об их успехах в школе и садике.
О своих наставниках и коллективе
"Моими наставниками, - продолжила свой рассказ моя собеседница, - были опытные, очень доброжелательные, старейшие работницы печатного дела. Мария Петровна Якушева, Мария Васильевна Темаева, Татьяна Гавриловна Баргова, Татьяна Федоровна Кондратьева. Все они работали ручными наборщицами, имели большой стаж и были до конца трудовой деятельности преданы своей работе.
Линотипистами работали Анастасия Сергеевна Поняева, Надежда Ивановна Поняева, Римма Михайловна Кондратьева, Валентина Васильевна Полякина и другие. В нашем коллективе в разное время трудились Мария Ивановна Паксяева, Валентина Степановна Полякина, Светлана Дмитриевна Борисова и другие. В типографии нельзя было обойтись без сильных мужских рук. Наладчиками линотипов, печатных машин, печатниками работали Петр Григорьевич Шанжаев, Александр Ильич Пьянзин, Виктор Алексеевич Полякин и другие. Много сил отдавал своему делу директор Юрий Андреевич Русскин. Неотделимы мы были и от редакционного коллектива".
Я вспоминаю, как в школьные годы я заходила в типографию со своей одноклассницей Тамарой Бочкаревой, у которой там работала наборщицей мама, Любовь Ильинична Бочкарева. Старое здание типографии находилось рядом с зданием редакции на улице Советской.Тесное, довольно грязное, темное помещение, где приятный запах типографской краски смешивался с не менее приятным запахом бумаги, где стоял шум от работы машин, мне показалось очень уютным от вида приветливых работников в черных халатах, с запачканными типографской краской руками и даже слегка запачканными лицами. Через некоторое время типография переехала в новое, светлое здание…
Передо мной лежат несколько газет. Одна из них датирована февралем 1993 года. Отмечено, что газета напечатана Большеигнатовской типографией. Печать высокая. Фотографии несколько размыты, текст не совсем четкий. Да, не сравнить с газетой, где печать офсетная. Но я представила теперь, как под рукой опытного наборщика родились эти газетные страницы, сколько труда было вложено работниками редакции и типографии, чтобы мы, читатели, вовремя узнали последние районные, и не только, новости, увидели фотографии знакомых и незнакомых людей, ознакомились с программой телепередач, и в этом производственном процессе ручные наборщики, линотиписты, а теперь верстальщики, были и есть частичкой, необходимым звеном, в выпуске периодической печати; в конкретном случае – районной газеты.