Еще лет пять назад по немдинской дороге можно было прокатиться с ветерком и от райцентра за 10 минут добраться до деревни Немда Обалыш. Автомобилисты ехали и восхищались красотами березовых аллей, просторных лугов и полей, извилистой реки Немды, не задумываясь о состоянии дороги. Но "благодаря" нефтяникам, возившим тяжелые железные трубы на большегрузных машинах, вскоре немдинская дорога местами стала напоминать стиральную доску с глубокими выбоинами. Да и дорожному полотну, видно, пришло время для более серьезного ремонта: ее поднимали и асфальтировали еще в начале 1990-х годов прошлого века, и до последних лет она не вызвала большой озабоченности.
И вот рабочие Новоторъяльского филиала АО "Марий Эл Дорстрой" в начале июня пришли и в сжатые сроки провели ямочный ремонт автодороги Новый Торъял – Немда Обалыш – Советск (так она официально значится в реестре автодорог) протяженностью 11 км, устранив аварийную ямочность, начиная прямо от п. Новый Торъял до д. Татарэнер.
В день нашего приезда бригада дорожников под началом мастера по содержанию В.Е. Пирогова работала на отрезке дороги от поворота в д. Черную Грязь до моста через р. Немда. Участок дорожного полотна здесь и на мосту представляет собой печальное зрелище – сплошные выбоины. "По-хорошему здесь, конечно, нужно бы сделать так называемые "захватки" или восстановление изношенных верхних слоев, - говорят сами дорожники. – Увы, из-за нехватки средств приходится пока ограничиваться ямочным ремонтом". Но и этот вид работы весьма трудоемкий. Дорожные рабочие под палящими лучами солнца трудятся, словно на конвейере: друг за другом идут машинист фрезерного агрегата В.В. Булыгин, вслед за ним подготовленные поверхности распыливают с помощью специальной установки битумной эмульсией тракторист Г.М. Чемоданов и временный рабочий Н.А. Чекленеров. Только затем, по прибытии автомашины КДМ с асфальтобетонной смесью, ведомой водителем О.Э. Астраханцевым, начинается укладка отдающего жаром асфальта. Рабочие В.М. Домрачев, О.Ю. Зонов, А.В. Андропов его разносят и разравнивают с помощью обыкновенных совковых лопат и так называемых "ручных грейдеров" или дорожных граблей, а машинист катка В.В. Куклин, утрамбовывая податливую асфальтобетонную смесь тяжелым металлическим вальцом, придает ей прочность. Мешкать и устраивать перекуры во время укладки асфальта нельзя, иначе смесь затвердеет, теряя качество. Поэтому дорожники трудятся в поте лица в ускоренном темпе.
По словам заместителя директора по содержанию и эксплуатации автомобильных дорог С.А. Кавкайкина, с началом летнего сезона новоторъяльские дорожники ямочный ремонт и восстановление изношенных верхних слоев провели практически по всей дорожной сети района. По доброй традиции еще перед святым праздником – Днем Победы – отремонтировали центральные улицы п. Новый Торъял. А до сегодняшних дней устранили выбоины на автодорогах Нурсола – Новый Торъял, Токтарсола – Русский Шуй – Пушкари (на отрезке 2 км), Новый Торъял – Малый Шуйбеляк – Шуйдур (2 км), участке дороги Новый Торъял – Сернур (до границы муниципальных образований), на объездной дороге п. Новый Торъял; полностью произведен ямочный ремонт на дорогах Оршанка – Пектубаево – Новый Торъял, Новый Торъял – Масканур, Новый Торъял – Татарэнер, Новый Торъял – Тушнур. В ближайшее время рабочие и дорожная техника начнут работать и на куанпамашской стороне.
Более радикальный и эффективный вид ремонта – это восстановление изношенных верхних слоев, когда с помощью асфальтоукладчика на целый участок дорожного полотна заново укладывается новый слой асфальтобетонной смеси. Таким способом под руководством мастера С.В. Трушкова отдельная бригада обновила полотно дорог Нурсола – Новый Торъял, Старый Торъял – Купсола – Большая Нурма (1 "захватка"), Новый Торъял – Малый Шуйбеляк – Шуйдур (3 "захватки", Токтарсола – Русский Шуй – Пушкари (1 "захватка"). Для производства ямочного ремонта и восстановления изношенных верхних слоев асфальтобетонным заводом Новоторъяльского филиала на 10 июня выработано 1734 тонн асфальта. Если учесть, что в среднем автомашина КДМ берет в бункер 5-6 тонн, то на дороги района ушло около 300 машин асфальтобетонной смеси.
Впереди рабочих Новоторъяльского филиала АО "Марий Эл Дорстрой" ждет еще немало работы: предстоит восстановить порядком изношенные участки уличных дорог райцентра, на автомобильных маршрутах Новый Торъял – Масканур, Новый Торъял – Немда Обалыш – Советск и, конечно, особого внимания к себе требует главная автотрасса района – Нурсола - Новый Торъял