Вопрос: Я приобрела авиабилеты на иностранном сайте, оплатила их онлайн,
но рейсы были отменены в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Обратилась
к администрации сайта с просьбой вернуть деньги, но ответа не последовало. Как я
могу отстоять свои права?
Ответ: Как следует из вопроса, владельцем сайта является иностранное
юридическое лицо, которое осуществляет оказание услуг российским потребителям
через зарубежный сайт.
Критерии направленности деятельности иностранного лица на территории
Российской Федерации в настоящее время детально не определены, однако
деятельность продавца (исполнителя) может рассматриваться таковой в случае, если:
- продавцом (исполнителем) используется русскоязычная версия Интернет-
сайта или, исходя из содержания такого сайта следует, что информация о товарах
(услугах) предназначена для потребителей, владеющих русским языком или языком
народов Российской Федерации;
- продавцом (исполнителем) используется доменное имя сайта, связанное с
Россией или субъектом Российской Федерации (.ru, .рф, .su, .москва, .moscow и т.п.);
- обеспечена возможность осуществления расчетов в российских рублях или с
использованием платежных инструментов, доступных только российским
потребителям;
- эквайринг (прим.: банковская услуга, позволяющая потребителям оплачивать
покупку при использовании пластиковой карты) продавца (исполнителя)
осуществляется российским банком или небанковской кредитной организацией;
- предусмотрена возможность исполнения заключенного на Интернет-сайте
продавца (исполнителя) договора на территории России (доставка товара, оказание
услуги или пользования цифрового контента на территории России);
- размещена реклама на русском языке, отсылающая к соответствующему
Интернет-сайту продавца;
- имеются иные обстоятельства, явно свидетельствующие о намерении
продавца заключить договор купли-продажи (возмездного оказания услуг) с
российским потребителем.
Своим постановлением от 09.07.2019 года №24 "О применении норм
международного частного права судами Российской Федерации" Пленум Верховного
Суда Российской Федерации разъяснил судам, что в таких ситуациях можно
применять нормы российского права о защите прав потребителей.
Это значит, например, что потребитель в российском суде освобожден от
государственной пошлины (по искам до 1 млн рублей), а с продавца можно взыскать
штраф за невыполнение добровольно законных требований покупателя (суд начислит
ещё 50% сверх суммы иска в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав
потребителей").
Сайт в сети Интернет может рассматриваться как ориентированный на
российских потребителей, если одним из его языков является русский язык, цены
приведены в российских рублях, или имеются другие аналогичные доказательства
(например, владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение
цитируемости его сайта у российских пользователей сети Интернет).
Немаловажно, что в данном постановлении Пленума указано также и то, что
суд, рассматривающий дело, вправе по своей инициативе обеспечить защиту прав
потребителя, предоставляемую императивными нормами права страны места
жительства потребителя.
Таким образом, в случае принятия решения о разрешении возникшего спора с
иностранным исполнителем услуг в судебном порядке в соответствии с п. 2 ст. 17
Закона о защите прав потребителей Вы вправе предъявить иск в суд по своему
выбору: месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения
ответчика.
Согласно ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 40 Закона о
защите прав потребителей Роспотребнадзор (его территориальный орган) может быть
привлечен судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по
инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты
прав потребителей.