Кто сказал, что механизатор не художник?! Вы посмотрите на сине-зеленое море цветущей ржи, колыхающееся большими волнами, на ровные валки свежескошенной травы, протянувшиеся до самого горизонта и источающие пряный запах лета… Такая летняя картина, как полотно мастера-пейзажиста, ласкает душу и радует глаз в эти дни. А тракторист вместе с бригадиром и агрономом, наверное, втайне наслаждаются своей хорошо проделанной работой - ровным, чистым полям без сорняков, высокому травостою и тучным, наливающимся колосьям хлебов.
Однако сейчас, когда началась очередная страдная пора – кормозаготовка, так же можно восторгаться четко слаженной работой, своего рода зеленым конвейером, благодаря которому зима обещает быть благополучной и сытной.
По словам заместителя председателя СХПК-СХА "Первое мая" В.Б. Софронова, "зеленый конвейер" в колхозе заработал в конце минувшей недели. Конечно, чуть раньше подготовили "фронт работ", скосив многолетние травы на самоходных и навесных косилках, механизаторы Сергей Петухов, Андрей Егошин, Сергей Бутылкин, Алексей Мамаев, Юрий Соловьев и Николай Соколов. Провяленную на солнце до 35-50 % влажности траву, спустя день, ворошат и сгребают в валки на быстроходных "Ягуарах" Геннадий Малинин и Владимир Смирнов. А в прошедшую субботу, 13 июня, началась подборка.
- На 15 июня, считай, за два дня работы, мы заложили на хранение 4165 тонн сенажа, - рассказывает Владимир Борисович. – Вначале мы закрыли две сенажные траншеи и один курган у Староторъяльского молочного комплекса, а вчера начали трамбовку сенажного кургана рядом с Чуксолинским комплексом. Нынче травостой очень неплохой, и кормозаготовительному отряду приходится трудиться в напряженном ритме с раннего утра до позднего вечера.
В СХПК-СХА много различной техники, но в страдную пору каждая единица на счету. Поэтому В.Б. Софронов приехал в Чуксолинский машинно-тракторный парк, чтобы поторопить одного из механизаторов с ремонтом трактора – прокололось колесо.
В дефиците техники и времени в горячую пору мы убедились, прибыв на поле с травами, которое располагается за деревней Семеево. Мой "старый знакомый", машинист кормоуборочной машины "Claas" Ю.А. Домрачев (на снимке), заполнив сенажной массой большой прицеп ПИМ трактора БТЗ, на просьбу "притормозить" на минутку лишь постучал по наручным часам, показывая этим, что совсем нет времени. Однако ему все же пришлось остановиться, чтобы узнать по мобильнику у своего напарника Виталия Ершова, который находился на другом комбайне на противоположном краю поля, о наличии свободного трактора или грузовой автомашины. Стоять и ждать - себе дороже, ведь заготовка кормов - это возможность заработать. И от количества тонно-рейсов, произведенных тракторами и грузовыми автомашинами КамАЗ, зависит заработок и машинистов кормоуборочных комбайнов. И потому водитель или тракторист, подъехав к сенажному кургану или траншее, спрыгнув из кабины, издалека показывают учетчику один или два пальца, означающие первый или второй комбайн-подборщик.
У сенажного кургана рядом с Чуксолинским комплексом учет количества рейсов в эти дни ведет Денис Соловьев (на снимке). В этом году он закончил 10 классов Новоторъяльской средней школы. В простой ученической тетради у него записаны фамилии водителей и трактористов с марками той или иной техники, напротив которых в строчке он делает пометки рейсов. Сложности большой нет, но это тоже очень нужная работа, которую необходимо вести с раннего утра до позднего вечера, несмотря на школьные каникулы.
Здесь, у кургана, напоминающего большой муравейник, все: и механизаторы, и техника - трудятся, точно муравьи. Машинисты колесных погрузчиков "Шамту" и "Амкадор" Алексей Соколов и Сергей Рябинин, успевай только, разравнивают по всему сенажному холмику свежеизмельченную, а потому приятно пахнущую зеленую травяную массу. А Денис Полянин с Владимиром Торощиным (на снимке) на больших тяжеловесных К-700 це-е-лый день трамбуют эту зелень, приправленную при измельчении консервантами, выгоняя при этом лишнюю влагу. Но это еще не все. Чтобы в травяную массу не проникал воздух, окисляющий, а значит, портящий свежеприготовленный корм, ночью трамбование продолжается. Как раз такое задание нынче выполняет Александр Басов. Сам не раз убеждался в качестве этого сочного корма: даже глубокой зимой сенаж, привезенный из траншеи, пахнет свежей травой.
Но этот репортаж оказался бы не совсем полным без упоминания возчиков. Хотя это звено кормодобывающего отряда самое многочисленное, их, возчиков, часто не хватает. Потому что и расстояния от участков с травами бывают большие, а иногда, бывает, техника банально выходит из строя – нагрузка на технику, не смотри, что железо, на кормозаготовке колоссальная. Тем не менее "консолидированное" звено из разных полеводческих бригад челноком двигаются от от точки А (комбайна) до точки Б (кургана). С первых дней свое умение и надежность техники на перевозке сенажа показывают Николай Садовин и Станислав Эсаулов из первой бригады, Анатолий Горинов – из второй, Сергей Ягодаров, Анатолий Шабалин, Александр Шубин и Александр Новоселов– из третьей, без устали трудятся представители автопарка, камазисты Николай Егошин (на снимке) и Николай Шабалин.
В колхозе кормозаготовка еще только началась, и завершится она глубокой осенью уборкой кукурузы на силос. Как мы узнали у главного зоотехника СХПК-СХА "Первое мая" Е.В. Юркиной, всего в этом году запланировано заготовить на нужды животноводства 14 тысяч тонн силоса, 26 тысяч тонн сенажа. Планы большие, но "глаза боятся, а руки делают"… Успехов вам, труженики-первомайцы!