Вопрос: Мы с семьей собираемся в отпуск. Кажется, можно не платить за услуги ЖКХ, когда тебя нет дома. Так ли это?
Ответ: Потребитель имеет право на изменение размера платы за коммунальные услуги за период временного (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Письменное заявление на перерасчет платы за коммунальные услуги потребитель обязан подать в течение месяца после окончания периода его временного отсутствия.
При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода его временного отсутствия, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.
Исполнитель осуществляет перерасчет размер платы за коммунальные услуги в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя.
В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
• копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
• справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
• проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их заверенные копии;
• счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
• документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
• справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
• справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
• справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
• справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
• иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность его временного отсутствия в жилом помещении.
Результаты перерасчета отражаются в платежном документе.
В случае непроведения перерасчета по заявленному потребителем требованию за защитой своих интересов потребителю следует обращаться в судебные органы, так как согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом.
Примечание: ответ подготовлен на основе материалов Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/).