– Александр Анатольевич, какие изменения или нововведения произойдут в образовании в новом учебном году?
– В целом перед системой образования стоит одна задача – создать нашим детям условия для получения доступного и качественного образования. На это направлены все наши проекты и программы. Стремительное внедрение новых технологий во всех отраслях жизни требует определённых изменений и в сфере образования. Безусловно, главным ориентиром в этой работе для нас являются поручения и указы Президента Российской Федерации, выполнение обязательств в рамках соглашений с федеральным Министерством образования и науки, а также реализация основных направлений региональной политики.
В этом году мы отмечаем 80-летие Алтайского края. Расширить познания детей о своей малой родине позволят учебные пособия, специально разработанные к юбилею: "Ботаника: мир растений Алтайского края", "Мастерская историка "Моя родина – Алтайский край", "Литература Алтая". В настоящее время ведётся их разработка и апробация. Уже издано учебное пособие для школьников "География Алтайского края".
Одним из заметных изменений нового учебного года является введение астрономии как самостоятельного предмета. В Алтайском крае определены пилотные школы, в которых уже с 1 сентября учащиеся начнут изучать этот предмет. Это гимназии №42 и №45, лицеи №124, 129 и "Сигма" школа №114 г. Барнаул, а также средняя школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Бийск. В дальнейшем, после создания необходимых условий, астрономия будет введена во всех образовательных организациях региона.
Кроме того, мы продолжаем внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В 2017-2018 учебном году впервые по ним будут обучаться все учащиеся 7 классов, а также в пилотном режиме более 7 тысяч школьников 8-9 классов. Также начнётся подготовка к реализации ФГОС среднего общего образования. Произойдут изменения и в сфере информационных услуг.
Планируется модернизация системы электронной очереди в детские сады, что расширит возможности граждан по подаче заявлений на постановку в очередь, просмотру информации по поданным заявлениям и внесению в них изменений, как самостоятельно через Единый портал государственных услуг, так и через обращение в многофункциональные центры Алтайского края.
В новом учебном году начнётся внедрение системы электронного комплектования в школы и организации среднего профессионального образования края. В целом будут совершенствоваться все уровни образования, реализовываться новые проекты, в том числе направленные на повышение качества образования.
– Какие наиболее важные задачи стоят перед системой образования в новом учебном году? На что будут направлены основные ресурсы?
– В сфере образования региона реализуется сразу несколько масштабных проектов с привлечением федеральных средств. О том, что Алтайский край в числе пилотных регионов участвует в программе по созданию новых мест, знает, наверное, каждый житель края, а многие, отправляя своих детей в отремонтированные или вновь построенные школы, на собственном примере ощутили позитивные изменения.
Далеко не каждый регион может похвастаться тем, что 1 сентября будет открыто три новых школы, и это не считая двух десятков отремонтированных. Но с учётом того, что образовательная сеть Алтайского края одна из самых больших, в ряде муниципалитетов сохраняется актуальность создания современных условий в отдельных школах. Каждая из них находится у нас на особом контроле, разработан график и план обновления их материально-технической базы.
Существенные финансовые ресурсы также будут направлены на ремонт школьных спортивных залов, создание доступной среды, поддержку школ, работающих в трудных социальных условиях и ряд других проектов.
– Создание современных условий невозможно без обновления самого содержания образования, повышения его качества. Как решается эта задача?
– На решение этой задачи направлен целый комплекс мероприятий, который реализуется в крае системно на протяжении последних лет. Одним из показателей этой работы ежегодное улучшение результатов ЕГЭ выпускников Алтайского края по большинству предметов. В этом году значительно увеличилось число стобалльных работ и существенно сократилось число ребят, не преодолевших минимальный порог по обязательным предметам. Высокие результаты демонстрируют школьники и на Всероссийской олимпиаде по общеобразовательным предметам, в федеральных конкурсах научно-технической направленности.
Вместе с тем, говорить о том, что проблема качества образования в регионе полностью решена, преждевременно. Мы продолжаем работу по обновлению содержания курсов повышения квалификации педагогов.
На новый уровень вышла всероссийская система оценки качества образования. Помимо государственной итоговой аттестации в школах введены всероссийские проверочные работы, независимые исследования качества образования, что позволяет нам своевременно выявлять профессиональные дефициты учителя и вносить необходимые корректировки для повышения качества преподавания предметов.
К сожалению, не всегда получается обеспечить малочисленные или отдалённые школы высококвалифицированными кадрами. Одним из путей решения данного вопроса является модернизация сети образовательных организаций. Базовые школы создаются именно для того, чтобы дать возможность всем без исключения детям, независимо от места их проживания, получить качественное образование. Речь идёт не о закрытии малокомплектных школ или детских садов, а о создании новых образовательных комплексов, объединяющих кадровые и материально-технические ресурсы и способные выполнять требования по внедрению новых образовательных стандартов.
– Если говорить непосредственно о тех, кто работает в школе – педагогах, то какие меры по их поддержке и привлечению в систему образования реализуются в Алтайском крае?
– Правительство Алтайского края не снижает своего внимания в вопросах поддержки учительства, привлечении молодых кадров. Ежегодно в школы края приходит работать более полутысячи молодых учителей. 80 молодых учителей получают единовременную финансовую поддержку – по 200 и 100 тысяч рублей в соответствии с уровнем полученного образования. На муниципальном уровне им также оказывается поддержка в виде подъёмных и ежемесячной надбавки к заработной плате первые три года работы.
В новом учебном году будет продолжена реализация задач, поставленных указами Президента Российской Федерации, в части повышения заработной платы педагогических работников системы образования.
– Александр Анатольевич, что бы Вы пожелали детям, родителям и учителям в канун нового учебного года?
– Прежде всего, я бы хотел обратиться к учителям. Спасибо, уважаемые коллеги, за ваш труд! Мы очень его ценим. Вы делаете главное дело – готовите будущее нашей страны. А её развитие невозможно без грамотных, талантливых, одарённых детей. Именно вы эти качества закладываете и развиваете в них. Детям желаю стремления получать как можно больше полезной информации, стремиться к новым достижениям, безусловно – здоровья, потому что сегодня одна из задач образования – не только обучение детей, но и сохранение их здоровья.
Нам бы очень хотелось, чтобы в новом учебном году родители были активными участниками в жизни школы, чтобы мы вместе формировали новое качество образования. Хочу пожелать им терпения и веры в своих детей!
Со своей стороны, хочу заверить, что руководство края сделает всё, чтобы образование Алтайского края было лучшим в стране.