Как следует из изменений, внесенных в закон, судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого рассматривает уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не мо-гут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ранее законодательство не предусматривало участия присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах. По мнению законодателя, участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов и рас-ширит роль участия присяжных заседателей при рассмотрении дел в районных судах.
Творческим коллективом авторов проведена работа по изучению вопроса, связанного с историей института присяжных заседателей, его функционирования, актуальности и перспектив развития, проведен опрос жителей Зонального района для выяснения их мнения о суде присяжных.
Традиционно основную роль суда присяжных в уголовном судопроизводстве видят в обеспечении права человека быть признанным виновным в преступлении не иначе как по решению равных обвиняемому людей, народных представителей. Для граждан это важная гарантия от необоснованной репрессии со стороны государства. Суд с участием присяжных заседателей, по сути, представляет собой еще одну форму реализации права гражданина участвовать в отправлении правосудия, фактически это одна из форм контроля общественности за данным видом деятельности.
Родиной института суда присяжных в его современном виде считается Великобритания. Его истоки следует искать в обыскных людях - местных жителях, обладающих определенным общественным положением и пользующихся доверием, - которых призывало себе в помощь правительство для расследования значительных дел экономического и судебного характера. Постепенно обвиняемые стали до-биваться участия этих лиц в судебном разбирательстве.
Учреждение суда присяжных в России накрепко связано с судеб-ной реформой 1864 года, представлявшей собой "скачок" от феодального положения судебной и процессуальной системы крепостной России к современным буржуазным институтам права. Это прояви-лось, прежде всего, в учреждении начал независимости судебной власти и укреплении законности в её отправлениях, во введении суда присяжных, адвокатуры, реорганизации прокуратуры и органов юстиции, включая следствие, в новой организации судебного процесса и судебных учреждений.
Суд присяжных обеспечивал реальное и непосредственное участие населения в осуществлении правосудия и уже поэтому представлял собой наиболее демократическую форму отправления правосудия. Помимо народного представительства в виде суда присяжных судебная реформа ввела гласный, состязательный процесс, право обвиняемого на защиту обеспечивалось созданием института адвокатуры, устанавливался принцип презумпции невиновности, производилась свободная оценка доказательств, законодательно закреплялся принцип несменяемости судей. Все постоянные, или коронные судьи (члены окружного суда и судебной палаты) назначались императором по представлению министра юстиции. Без слепого подражания, но все же ближе всего российский суд присяжных держался английского образца и с некоторыми изменениями просуществовал до Октябрь-ской революции. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 5 декабря (22 ноября) 1917 г. "О суде" он был упразднен.
Закон Российской Федерации от 16 июля 1993 г. N 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" возродил в России суд присяжных. Действие данного Закона распространено с 1 ноября 1993 г. на территориях Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областей и Ставропольского края, а с 1 января 1994 г. - на территориях Ростовской и Ульяновской областей, Алтайского и Краснодарского краев.
При введении суда присяжных законодатель исходил из того, что суд присяжных особенно необходим в случаях, когда правам человека угрожают такие последствия, как тяжкие меры наказания и когда общество и государство должны обеспечить систему гарантий, предупреждающую от нарушений прав личности, от судебной ошибки. Необходимость введения таких гарантий очень ощущается в период государственных реформ. Хотя Конституция РФ предусматривает возможность участия присяжных заседателей при рассмотрении и гражданских дел, законом допущено участие присяжных по делам: об убийстве, изнасиловании, об отдельных особо опасных государственных преступлениях, хищениях государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, по должностным, хозяйственным преступлениям и по делам о преступлении против правосудия, т.е. по делам о преступлениях повышенной общественной опасности, предусматривающих наиболее суровые меры социальной защиты. И в этом случае суд присяжных признается наиболее надежной системой судебной защиты прав и законных интересов личности, защиты от произвола и судебной ошибки.
Существование независимой скамьи присяжных, вызывая радикальные преобразования в уголовно-процессуальной деятельности, помогает освободить судью от несвойственной ему функции обвини-теля, ответственного за исправление недочетов предварительного следствия и обеспечивающего вынесение приговора или по крайней мере возвращение дела на дополнительное расследование. В суде присяжных успешно реализуются такие принципы уголовного судо-производства, как состязательность, равноправие сторон в процессе, презумпция невиновности, признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушением закона, истолкование всех неустранимых сомнении в пользу подсудимого.
На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.
А кто же может быть присяжным заседателем? Далеко не каждый желающий может стать присяжным заседателем, закон предусматривает ряд требований и ограничений.
Так, в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" указано, что присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет, имеющие непогашенную или неснятую судимость, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. Также к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценно-му участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона N 113-ФЗ граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполни-тельным органом государственной власти субъекта РФ в случаях:
- выявления обстоятельств, наличие которых не позволяет гражданину быть присяжным заседателем (такие обстоятельства указаны в ч. 2 ст. 3 Закона N 113-ФЗ);
- подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является: лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; лицом, достигшим возраста 65 лет; лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащим (гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, в течение пяти лет со дня увольнения); судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения (имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, уголовно-исполнительной системы, - в течение пяти лет со дня увольнения); священнослужителем.
В свою очередь, руководствуясь ст. 328 УПК РФ, каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предвари-тельного списка и удаляются из зала судебного заседания. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.
Однако, российский человек всегда к исполнению общественного долга присяжного заседателя относился ответственно и почтительно. Без малого сто лет назад А.Ф. Кони писал, что русский присяжный заседатель относится к своему делу как к делу служения совести. Повестку о вызове его в суд он хранил за образами.
А.Ф. Кони в 1895 году писал: "… суд присяжных есть суд жизненный, имеющий облагораживающее влияние на надзорную нравственность, служащий проводником народного правосознания. Не от-ходить в область недалеких преданий, а окончательно укрепиться в русской жизни он должен".
Эта оценка суда присяжных не утратила своего значения и в на-стоящее время.
Одно из несомненных достоинств суда присяжных состоит в том, что им обеспечивается применение закона, как он понимается населением. Следует быть убежденным, что человек, представший перед судом, понимал или мог понимать закон, за нарушение которого он осужден. Доказательством возможности понимания закона является удостоверение частных и не имеющих юридической подготовки лиц, признающих своим решением, что закон доступен пониманию.
Будущее суда присяжных вызывает горячие споры, как в нашей стране, так и за рубежом. Его сторонники доказывают, что присяжные - черпаемый в народе оплот против тирании. Противники настаивают на том, что эта система неудобна и громоздка, что современные юридические сложности выходят за пределы компетентности большинства присяжных.
Вот и мнение жителей нашего района, представителей различных профессий, относительно этого вопроса, разделилось. Так, 50% опрошенных, отвечая на вопрос о том, нужен ли России суд присяжных ответили, что нет, аргументировав свой ответ такими доводами: суд присяжных необъективен, люди с улицы не вправе судить других людей, их можно подкупить, они могут вынести заведомо ложный вердикт, присяжные заседатели не имеют юридического образования, будут работать неэффективно, пользы обществу не принесут.
Другая половина опрошенных, отвечая на аналогичный вопрос, видят в институте присяжных положительные начала, говорили о необходимости такого суда, указывали на то, что к вынесению вер-ного вердикта приводит многообразие взглядов людей различных профессий, возрастов и коллективное решение будет наиболее верным.
Авторы работы полагают, что право граждан на участие в от-правлении правосудия призвано обеспечить демократический поря-док формирования судебных органов, а также общественный контроль за деятельностью судебной власти, способствующий ее открытости и повышению доверия населения к суду, что представляет со-бой неотъемлемый атрибут цивилизованного общества.