Огонь не только выжигает плодородную землю, но и уничтожает полезные микроорганизмы, мелких животных, легко может добраться до населённого пункта и сжечь дома, а также стать причиной отравления людей продуктами горения.
Травяные пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы. Вопреки распространённому мнению, сельхозпал не увеличивает содержание в ней минеральных питательных веществ – он лишь высвобождает их из сухой травы, делает доступными для питания растений. Однако в почве при этом теряются азотные соединения. Основная часть почвенного азота при сгорании сухой травы улетучивается в атмосферу, становясь для подавляющего большинства растений недоступным. Кроме того, сгорает органическое вещество почвы, образующееся из отмирающих частей растений.
Сокращение количества органического вещества – это главный фактор снижения почвенного плодородия. Многие плодородные почвы, например, чернозёмы, в условиях постоянного выжигания сухой травы просто не смогли бы образоваться, поскольку не было бы необходимого для их формирования постоянного пополнения органическим веществом. После палов на песчаных почвах разрастаются щавель и хвощ, а на глинистых можно видеть большую группу других растений, которые наглядно демонстрируют, что качество почв отнюдь не улучшилось. На территории, которая подвергается палам, происходит обеднение и закисление почв.
Необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации №1213 от 10.11.2015 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в РФ" был введён запрет на выжигание сухой травянистой растительности на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, а также возле автомобильных и железных дорог. Поводом для принятия такого решения стало увеличение количества пожаров, возникающих в результате несанкционированного сжигания сухой травы. Ужесточение запрета на выжигание сухой растительности призвано способствовать стабилизации обстановки, повышению пожарной безопасности населённых пунктов, объектов инфраструктуры, лесного фонда.
Несоблюдение указанного запрета образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и влечёт предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан – в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц – от 6000 до 15000 рублей; на юридических лиц – от 150000 до 200000 рублей. Кроме того, пунктом 8 статьи 9 закона Алтайского края №3-ЗС от 01.07.2007 "Об охране окружающей среды в Алтайском крае" запрещено сжигание сорняков и остатков растительности на землях сельскохозяйственного назначения, землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, землях запаса, а также вдоль дорог, в зонах рек и озёр.
Также Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай привлекает к административной ответственности собственников, арендаторов земельных участков, не использующих сельхозугодия по целевому назначению. Зарастание полей сорняками, деревьями и кустарниками создаёт не только пожароопасную ситуацию, но и ухудшает качественное состояние земель.
В продолжение темы:
. Собственники земельных участков также могут быть подвергнуты Россельхознадзором административному наказанию в соответствии с некоторыми частями КоАП РФ:
– часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель), влекущая наложение штрафа на граждан в размере от 20000 до 50000 рублей, на должностных лиц – от 50000 до 100000 рублей, на юридических лиц – от 400000 до 700000 рублей;
– часть 2 статьи 8.8 КоАП РФ (неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности), влекущая наложение штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (но не менее 3000 руб.), на должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости участка (но не менее 50000 руб.), на юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости (но не менее 200000 руб.);
– часть 2.1 статьи 8.8 КоАП РФ (неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобрётен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ и (или) если в отношении участка у уполномоченного органа исполнительной власти имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ), влекущая наложение штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка (но не менее 2000 рублей), на юридических лиц – от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости (но не менее 100000 рублей).