В апреле и мае текущего года во всех населённых пунктах Зонального района прошли мероприятия по благоустройству. Органы местного самоуправления и жители активно убирали мусор в местах общего пользования и на собственных земельных участках.
А многие ли задумывались о том, куда вывозится собранный мусор?! Соответствуют ли места размещения отходов требованиям законодательства?
Проверка, проведённая в апреле прокуратурой района, показала, что надлежащее оформление земельных участков, на которых размещаются твёрдые коммунальные отходы, администрацией Зонального района до настоящего времени не проведено. По информации, поступившей в прокуратуру, всего в районе имеется 13 земельных участков, на которые вывозятся бытовые отходы. При этом такие участки определены только в центрах сельсоветов. Очевидно, что данная информация является неполной, так как жителям малых населённых пунктов района также требуется где-то размещать коммунальные отходы.
Однако даже из указанных земельных участков до настоящего времени проведено межевание только четырёх участков, границы остальных не определены. При этом две свалки расположены на землях поселений (в сёлах Зональное и Соколово), а остальные – на землях сельскохозяйственного назначения. Кроме того, ни один из земельных участков не поставлен на официальный государственный учёт путем включения в государственный реестр объектов размещения отходов.
Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края №1783 от 14.10.2016 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в соответствии с которой на территории Зонального района не предполагается создание полигонов размещения твёрдых бытовых отходов. Также в соответствии с требованиями федерального закона "Об отходах производства и потребления" на территории района могут создаваться только места накопления отходов. С 1 января 2019 года органам местного самоуправления будет предоставлено право определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов.
Отмечу, что размещение отходов на площадках накопления должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.71322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". Данными правилами предусмотрена возможность временного хранения отходов на открытых площадках без тары – навалом, насыпью. Однако при этом должны быть соблюдены следующие требования:
– открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
– поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесов и т.д.);
– поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
– по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков.
Из данного перечня нетрудно понять, что в настоящее время ни одно из существующих в районе мест накопления твёрдых коммунальных отходов, не соответствует требованиям законодательства. Очевидно, что проблема потребует длительного решения и значительных материальных затрат. Пока же по результатам проверки в адрес главы Зонального района прокуратурой внесено представление, в котором предложено решить вопрос о надлежащем оформлении мест временного размещения бытовых отходов около каждого населённого пункта.
Обращаюсь ко всем неравнодушным жителям Зонального района с просьбой сообщать в прокуратуру района о местах несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, в том числе около малых населённых пунктов. По каждому такому обращению прокуратурой будет проведена проверка.