Законодатель предусмотрел конфискацию транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении таких преступлений, как управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость; нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишённым права управления; управление транспортным средством лицом, лишённым права управления и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.
Из 15 дел указанной категории, рассмотренных Зональным районным судом к середине этого года, в трёх случаях была применена конфискация транспортных средств. В частности, житель района К. на основании приговора районного суда от 5 апреля 2021 года, вступившего в законную силу 16 апреля того же года, был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьёй 264.1 УК РФ – управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Кроме того, на основании приговора Зонального районного суда от 25 января 2022 года, вступившего в законную силу 5 февраля того же года, К. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 264.1 УК РФ – управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного статьёй 264.1 УК РФ.
Имея судимости за указанные противоправные деяния, гражданин К. на путь исправления не встал и совершил ещё одно умышленное преступление против безопасности дорожного движения: 18 февраля 2023 года вновь сел за руль в состоянии опьянения и был задержан сотрудниками ГИБДД. За третье подряд совершённое преступление гражданину К. судом было окончательно назначено наказание в виде четырёх лет и шести месяцев лишения свободы.
Отбывать основное наказание он будет в исправительной колонии строгого режима. Автомобиль, приобретённый К. и принадлежавший ему, конфискован в собственность государства, как транспортное средство, использованное для совершения преступления.
Нужно чётко понимать: возможность конфискации транспортного средства у виновного не ставится в зависимость от его семейных и иных личных обстоятельств. Отсутствие в уголовном деле процессуального решения о признании транспортного средства вещественным доказательством, его регистрация в уполномоченных органах также не ограничивают возможность применения судом данной меры ответственности.
Более того: нарабатывается практика обращения в доход государства транспортных средств, переданных после совершения преступления во владение третьим лицам. Наличие предварительного договора купли-продажи также не свидетельствует о переходе права собственности на автомобиль, так как, в соответствии с нормами гражданского законодательства, оно приобретается с момента фактической передачи транспортного средства.
На мой взгляд, применение обеспечительных мер и последующая конфискация транспортных средств – эффективная мера профилактики преступлений и иных правонарушений на дорогах, ведь она лишает виновных средств для совершения таких противоправных деяний в будущем.