Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Находкинского городского округа Приморского края

692953, Приморский край, г. Находка, п. Ливадия, ул. Заречная, 1
телефон: +7 (4236) 65-15-50, +7 924 246 5483
e-mail: valentina810@mail.ru

Находка: Страницы истории

23 июля исполняется 160 лет со дня, когда экипажем клипера "Гайдамак" при проведении описных работ в заливе Восток была открыта уникальная, защищенная от всех штормов гавань названная именем корабля.

Валентина ВАРАВВА, Станислав СОРОКИН

ЧЕМ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫ БУХТА и ГАВАНЬ ГАЙДАМАК в ЗАЛИВЕ ВОСТОК?

Итак, в 1860 году парусно-винтовой клипер "Гайдамак" сошёл со стапелей английской судоверфи, и под командованием капитан-лейтенанта Алексея Алексеевича Пещурова в июле 1861 года прибыл в Тихий океан. Присоединившись к эскадре, получил первое задание - экипажу было предписано исследовать, описать, выполнить замеры глубин и составить карту залива Восток.

Об открытии гавани в заливе Восток командир клипера А. А. Пещуров писал в рапорте начальнику эскадры и в статье "Плавание в Японском море", опубликованных в "Морском сборнике":

"Гавань Находку я оставил 23 июля (1861 г.) и вечером того же дня, прокачавшись в море под парусами с 10 до 4 часов, вошел в гавань прозванную именем клипера. Сюда провел нас катер, отправленный для описи с рейда Врангеля, и встретивший клипер при входе в заливе Восток. (…)

Туманы и дожди и ему (катеру) мешали работать, однако он успел высмотреть хороший уголок, в котором мы тотчас спрятались и за которым, надеемся, останется имя "Гайдамак".

В заливе Восток до нас никого не было. Это значительная впадина в берега материка между проливом Стрелок и заливом Америка; глубина умеренная, но рейд открыт всей силе ветра и волнения от юга. На западной стороне залива есть три небольших бухты, где можно стоять безопасно, но не совсем спокойно, зыбь с рейда заходит туда.

Только в глубине, ближайшей к выходу из этих трех бухт, есть совершенно закрытый ковш. Это убежище не скоро откроешь; наносная коса, поросшая высокими кустами, отделяет гавань от бухты, проход только сажень тридцать шириною и помещение в ковше не более как для двух-трех Гайдамаков, но зато такого помещения, что хоть и якоря не бросай.

В глубине ковша журчит ручей, и только благодаря его скромной деятельности проход не замкнуло наносным песком. Ручей вьется в траве по лугу; в обе стороны от него берега возвышаются: к северу очень постепенно, к юго-востоку круче. Тут столпилось несколько холмов, вышиною от 200 до 300 фут, и они-то защищают от морских ветров, уютно и хорошо. (…)

Гавань представляет завидный приют судну с углублением не более 20 футов. Вход в гавань хотя и тесен, но не представляет затруднений вследствие совершенного затишья и спокойной воды. Клипер "Гайдамак" входил и вышел из гавани без помощи завозов".

Уникальная гавань представляла интерес для моряков не только как убежище от штормов, но и в учебно-практических целях. В. Блинов в 1915 году сообщал о первом практическом плавании в Тихом океане гардемарин корпуса Морского Его Императорского Высочества наследника Цесаревича. Гардемарины прибыли на Дальний Восток на поезде. В масштабных учениях принимало участие три дивизиона. На переходах гардемарины по очереди исполняли обязанности рулевого и стояли на вахте в машине. Обращает на себя внимание программа учений. У каждого дивизиона она была своя, но у всех был заход в бухту Гайдамак.

"1-й дивизион заходил на короткие промежутки времени в бухты Рында и Парис на Русском острове, заливы Стрелок и Посьета, бухты Манджур и Суходол, бухту Гайдамак в заливе Восток,

2-й дивизион в бухты Разбойник, Находка, залив Успения, Преображения, бухты Св. Валентина, Врангеля, Гайдамак….

11-го и 12-го июня транспорт "Ксения" совершил небольшое плавание, зайдя в бухты Суходол в Уссурийском заливе, Врангеля и Находка в заливе Америка, Гайдамак в заливе Восток.

Надо сказать, что особенности гавани Гайдамак привлекли внимание и А. Г. Дыдымова, первого русского китобоя на Дальнем Востоке. Заручившись согласием местной администрации на занятие этой гавани, он в апреле 1890 года приступил к строительству там жиротопного завода и продолжал охотиться на китов в ближайших бухтах.

Убитых китов пароходом буксировали к заводу, где их разделывали. Снятый жир растапливали паром в установленных на берегу котлах и затем в бочках доставляли во Владивосток для отправки в Японию.

Японцы использовали китовый жир для поливки рисовых полей, как средство борьбы с червями, оказывающими губительное действие на плантации.

Китовый жир, поставляемый Дыдымовым в Японию, оказался столь высокого качества, что его стали использовать и для других целей, в результате спрос на него стал увеличиваться, а доходы китобоя расти.

В. Е. Филипченко, представитель владивостокского отделения "Императорского Общества содействия русскому торговому мореходству", осенью этого же года в своем отчете докладывал: "То, что я там увидел, превзошло все мои ожидания. Тут я увидел, что может сделать в несколько месяцев энергия одного человека, почти без всякого наличного капитала. (…)

На приглублой косе, служащей как бы естественным молом для гавани, стоит уже почти готовый завод, какой только можно было выстроить в столь короткое время и с теми средствами, какими располагал Дыдымов. (…)

В пустынной бухте закипела жизнь, выстроен завод, дающий заработок исключительно русским, большею частью бессрочно–отпускным нижним чинам (в сезон до 40 человек – прим. автора).

В заводе пока имеется устройство для разделки китов, паровой топки жира с шестью котлами, предположено устроить мельницу для молки костей и паровой пресс. Для самого устройства завода и необходимых починок устроена механическая мастерская. Для удобства хода судов, устроены два маячных огня.

Для рабочих устроены хорошие казармы, разведены огороды, а для скота убирают сено с прилежащих лугов. (…) Словом, во всём видна предусмотрительность и деятельность (…).

Пример Дыдымова и симпатичная для русских постановка и ведение им своего дела, очевидно, расшевелила и русскую предприимчивость. Так образовывается русское товарищество для устройства во Владивостоке завода для варки мыла из китового жира, добываемого Дыдымовым".

К сожалению, деятельность А. Г. Дыдымова продлилась недолго. В декабре 1890 года он погиб со всей командой китобойного судна "Геннадий Невельской". Поиски судна не дали результатов.

Более удачной была деятельность отставного морского офицера графа Генриха Гуговича Кейзерлинга. Он в 1895 году на льготных условиях выкупил киторазделочный завод в гавани Гайдамак, ранее принадлежавший А. Г. Дыдымову, запустил его в работу и вскоре начал реконструкцию береговой разделочной базы, строительство на северном берегу гавани Гайдамак жиротопного завода, оснащение его новым оборудованием, а также строительство других производств, ремонтной базы, жилья и хозяйственных построек, оборудовал слип для ремонта судов весом до 200 тонн. Продолжил китобойный промысел, занимался каботажными перевозками и добычей рыбы. Он один из первых на Дальнем Востоке опробовал выпуск консервной продукции.

В 1915 году князь Николай Шаховский на выходе из бухты Гайдамак основал крабоконсервный завод, позднее на его основе был создан рыбокомбинат "Тафуин", слава которого гремела по всей стране.

Опыт производства консервов из морепродуктов и судоремонта определили последующее направление развития территории.

В советское время берега бухты Гайдамак привлекли внимание для устройства здесь предприятий — в 1929 году рыбколхоза "Сучан", в 1932 году Гайдамакской моторно-рыболовной станции, в 1937 году рыбколхоза "Тихий Океан", а в 1947 году – Гайдамакского судоремонтного завода, в 2000 году — рыбопромышленной компании "Рыбацкий путь", в 2002 году — судоремонтной компании "Спектр-Сервис".

Коренные изменения территории произошли с развитием предприятий "Тафуин", "Тихий Океан" и Гайдамакский завод. Строятся дома и объекты социальной сферы. Жители микрорайона "пос. Ливадия" гордятся своими спортсменами спортивной школы, детской школы искусств, творческими коллективами Ливадийского дома культуры, золотыми медалистами средних образовательных школ.

В 2005 году по инициативе Ирины Владимировны Ермиловой (1954-2021 гг.) создан общепоселковый музей "Залив Восток", а при нём инициативная группа "Алькор". Благодаря этому сохраняется и приумножается история микрорайона, его предприятий, сохраняется память о земляках и участниках Великой Отечественной войны.

На счету членов инициативной группы – Валентины Варавва, Ирины Ермиловой, Станислава Сорокина, Елены Бендяк, Любовь Сорокиной – несколько краеведческих книг: "ГСРЗ. Этапы большого пути",

"Клипер “Гайдамак”", "Приморская Ливадия. От Душкино до Анны", "Ливадия. Крымская? Греческая? Приморская!", "В долине речки Волчанки. Село Душкино", "Директор", "Ливадийский дом культуры", "Книга боевой славы…", "Приморье. Путевые заметки 1911" и др.

Планы авторов поистине грандиозны. Анонсы материалов будущих книг печатаются в газете "Залив Восток", которая создана также по инициативе членов "Алькора".

Чем же примечательна бухта и гавань Гайдамак?

Конечно, историей, предприятиями,делами и людьми.

Автор: Валентина Варавва

По этой теме: краеведениеИстория г. НаходкиЛивадия ПКклипер "Гайдамак"

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 865

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
ОБСУЖДЕНИЕ НА FACEBOOK
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика