Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А учитель – в мыслях и поступках людей. Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее.
Особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести в класс не просто знания, но и увлеченность, и безграничную любовь к своему предмету. Сегодня нам хочется рассказать о Надежде Дмитриевне Боляйкиной – учителе эрзянского языка и литературы Подлесно-Тавлинской основной школы.
Родом Надежда Дмитриевна из Подлесной Тавлы. Здесь окончила восьмилетнюю школу и без экзаменов поступила в техникум электронных приборов. Во время осенних работ в колхозе поняла, что сделала большую ошибку, что эта не ее профессия. Неделя учебы укрепила эту уверенность, и Надежда вернулась в школу, точнее - в Напольно-Тавлинскую среднюю школу, а после ее окончания поступила в Мордовский государственный университет на факультет филологии. На этот выбор повлиял пример ее бывшей учительницы русского языка и литературы Нины Петровны Соколовой и старшей сестры Раисы – студентки филологического факультета.
Учеба сразу же пришлась по сердцу. В конце пятого курса вышла замуж за прапорщика, которого отправляли служить в Германию.
- Я должна была уехать с ним, - вспоминает Надежда Дмитриевна. - Когда защищала диплом по эрзянскому языку, в комиссии был Д.В. Цыганкин. Он мне такие сказал слова, которые я до сих пор вспоминаю: "Вот, проучилась пять лет, зачем тебе теперь диплом? Тем более эрзянский язык!" Я тогда ему ответила: "Кто знает, может в этом вся моя жизнь?!"… В Германии мы пробыли всего один год: наши войска стали оттуда выводить. Встал вопрос о том, куда ехать – в Кривой Рог на Украине или же на родину. Я сказала, что только на родину, к себе домой. Здесь сначала работала в детском садике, а потом пришла в школу. Это было в 1995 году. С тех пор работаю учителем эрзянского языка и литературы.
На своих уроках Н.Д. Боляйкина старается привить детям интерес к изучению эрзянского языка, литературы и самобытной мордовской культуры. Именно увлеченность учителя предметом - стимул для обучения, рождающий познавательную деятельность у учеников и позволяющий сделать учебный процесс продуктивным и привлекательным. Надежда Дмитриевна успешно развивает языковые способности своих учеников, помогает им овладеть мордовским литературным языком через чтение произведений эрзянских поэтов и писателей, посредством изучения грамматики. Не маловажной частью ее педагогической работы является воспитание учащихся на ценностях мордовской культуры, обычаях и традициях родного края.
- Выбирая материал для урока родного языка или литературы, стараюсь найти такие примеры, чтобы показать каждому ученику величие и красоту эрзянского языка, материальных и духовных ценностей эрзянского народа, великолепия того края, где жили и трудились их предки, – рассказывает Н.Д. Боляйкина.
Достичь этой цели Надежде Дмитриевне помогают праздничные мероприятия, посвященные Дню эрзянского языка. На них обязательно приглашаются и местные жители.
- Праздник эрзянской культуры и языка проходит у нас широко, с национальном колоритом, - отмечает Н.Д. Боляйкина. - В этот день у нас обязательно бывает концерт в школе или в культурно-досуговом центре. Дети разыгрывают сценки на эрзянском языке, рассказывают выученные стихи. Сама тоже стараюсь участвовать...
Л.Н. Толстой однажды сказал, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Пожалуй, эти слова в полной мере относятся и к Н.Д. Боляйкиной - учителю эрзянского языка из Подлесной Тавлы.