Семейные профессиональные династии – это не только передача знаний, накопленного опыта, секретов мастерства от поколения к поколению, но и особая атмосфера единения душ. Семья Вельмискиных из с. Новая Пырма дала республике сразу две династии – учителей и врачей.
А началась эта семейная история в послевоенные 50-е годы. Молодой заведующий Новопырменским домом культуры Яков Иванович Вельмискин предложил свои руку и сердце Любови Ивановне Цыбусовой – новому фельдшеру сельского медпункта. Молодые люди поженились. В послевоенные годы тяжело было всем, но молодость преодолевает многие трудности.
– Работали, как и все, – рассказывает Любовь Ивановна. – Яков Иванович после окончания Ардатовского культпросвет училища трудился еще и учителем пения. Педагогом его взяли из-за виртуозной игры на баяне. Благодаря этому у Якова Ивановича появилась возможность развивать талант своих учеников через привлечение на всевозможные мероприятия. Организовывал концерты по сельским клубам, выездные мероприятия в полях для колхозников во время полевых работ. Устраивал встречи с знаменитыми людьми, где участвовали и школьники. В Новой Пырме до сих пор помнят беседу сельчан с Героем Советского Союза М.П. Девятаевым, просмотр фильма "Максимка" (1953) и беседу с исполнителем главной роли этого художественного фильма, школьником Толей Бовыкиным.
Профессия учителя в селе всегда была в почете. Учителя все знали, относились уважительно. Дочь Вельмиськиных Раиса, окончив школу, выбрала профессию своего отца.
– Родители хотели направить меня учиться на медика, – рассказывает Раиса Яковлевна (в замужестве Адмайкина), – но так как я боялась крови, уступили моему желанию пойти учиться на педагога. В 1973 году поступила в Ичалковское педагогическое училище им. С.М. Кирова на специальность "Учитель начальных классов". Работать начала в начальной школе д. Танеевка - теперь это Октябрьский район городского округа Саранск. Работать было тяжело, так как в одном здании ютились образовательное учреждение и сельский клуб. Бывало, утром с ребятами сделаешь какие-нибудь поделки, повесишь на стенд, а на следующий день от них уже ничего не оставалось – их или не было совсем, или они были заляпаны-исписаны. Наглядные и методические пособия, которые делала сама, складывала в отдельную коробку. После культурного отдыха танеевцев часто исчезало и то, и другое. Когда я переступила порог Танеевской начальной школы, мне дали алюминиевую кружку с металлическими предметами. Лязг этого импровизированного звонка созвал учеников на мой первый урок. Зашли пять учеников из трех классов: в первом был один ученик, во втором – три и в третьем – один. Вместе с детьми на урок знакомства пришли и их родители. Приходилось помогать ученикам не только по учебе. В первом классе учился мальчик из неблагополучной семьи. Как-то в холодный осенний день он пришел в школу и весь трясется. На мой вопрос, что случилось, ничего не ответил. Сняв с него сапоги, я увидела, что они были надеты на босу ногу. Носки для мальчика я покупала еще не раз, а на зиму ему вязала шерстяные. В 1979 году перешла в Новопырменскую неполную среднюю школу, и проработала там до ее закрытия.
На уроках Р.Я. Адмайкиной всегда была бодрая рабочая атмосфера, доброжелательные отношения между учителем и детьми, а еще – вера в силы и возможности каждого ребенка. Прекрасно зная свое дело, Раиса Яковлевна просто и доходчиво объясняла трудный материал, добивалась хороших результатов. Ни один ребенок не остался без ее внимания. Проходя между партами, успевала развернуть тетрадку, подвинуть учебник, прошептать что-то, обращаясь только к этому ученику.
– С детства я видела сложную работу моей мамы, – продолжает разговор дочь Р.Я. Адмайкиной Евгения Николаевна (в замужестве Мухина) – Уже тогда я понимала, какой это сложный и благородный путь, и решила тоже стать педагогом. После окончания филологического отделения Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева стала работать учителем русского языка и литературы в вечерней школе №44 г. Саранска. В 2005 году стала преподавать на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ковылкинского филиала МГУ имени Н.П. Огарева, а с сентября 2011 года работаю там же преподавателем отделения среднего профессионального образования.
За свою работу Е.Н. Мухина награждена почетной грамотой ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева", имеет Благодарственное письмо Главы Республики Мордовия и Благодарность Председателя Ассоциации юристов России.
Вторая династия семьи Вельмискиных – медики.
– Медиком я мечтала стать с детства, – продолжает свой рассказ Любовь Ивановна Вельмискина. – Этому, наверное, способствовало то, что в моей семье было много людей этой профессии: мой дядя по отцу был врачом. Один двоюродный брат много лет работал фельдшером, а другой – профессор травматологии. Его сын тоже врач-хирург. После окончания Напольнотавлинской школы пошла учиться в медицинское училище г. Саранск, и в 1949 году получила специальность "Фельдшер-акушер". Направили меня работать в с. Семилей. Через два года перевели в Новую Пырму. В моем ведении было два села. Конечно, было сложно. Семьи были большими, в каждой по пять-семь детей. И жили несколько поколений семьи вместе. Да и нас у матери было восемь человек. А на работе приходилось делать все: и роды принимать, и болезни лечить, и раны перевязывать. На вызовы приходилось ходить и днем, и ночью – покоя никогда не было. Сейчас очень хорошо работать: асфальтовая дорога, транспорт, обувь резиновая есть. А тогда я в лаптях ходила. Вся грязь и лужи были мои. Осенью особенно придешь домой, снимешь лапти, отряхнешь с них грязь да ставишь в печь сушиться. Ночью, если приходили за мной, одевала их полусырыми. Вызывали чаще к детям. Чтобы те не плакали, давали им ржаной хлеб с соской и все. Это потом уже детские смеси пошли…
Работать фельдшером на селе – подвиг. Приходится быть квалифицированным специалистом во всех отраслях медицины. Л.И. Вельмиськина стала примером для своей второй дочери и внучки, которые тоже стали продолжателями династии медиков в этой семье.
Основателями династий становятся сильные личности, которые могут стать примером для подражания, воздействовать на последующие поколения. Это великая ответственность перед теми, кто связан с тобой кровными узами и, к тому же, избрал одну профессию. А династия педагогов и медицинских работников – это ответственность не только перед родными, но и перед тысячами людей.
ФОТО:
Л.И. Вельмискина с коллегами (на фото первая слева).
Р.Я. Адмайкина, первый ряд третья справа.