Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Кочкуровского района Республики Мордовия

431580, Республика Мордовия, Кочкуровский район, с.Кочкурово, ул. Советская, 5.
телефон: +7 (83439) 2-13-29, +7 (83439) 2-19-19
e-mail: zarja@moris.ru

Первая Ёлка в нашем районе

Мы взрослеем, становимся мудрее, в нашей жизни одно событие сменяет другое.

И лишь в преддверии Нового года, прикоснувшись к хрупким елочным игрушкам и вдохнув терпкий запах хвои, мы на миг останавливаемся и возвращаемся в свое детство, а там: молодые мама и папа, бабушка и дедушка, смешные стеклянные зверушки и переливающиеся шары, аромат мандаринов, орехи и конфеты, подарки, предновогодняя суета…

О том, как праздновали всеми любимый праздник в нашем районе в первой половине прошлого века, мы узнали, пролистав районную газету "Якстере колхоз" первой половины XX века.

В изданных в 1927 году "Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни" говорилось: "Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются "милой" елочкой и "добрым" Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала". Просуществовав с советской властью 10 лет, Новый год и елка были запрещены.

Так как в Кочкуровском районе новогодних мероприятий с Дедом Морозом и Снегурочкой не было и о таких персонажах даже не слышали, то борьба с "буржуазным пережитком" была направлена в религиозное русло. Осуществлялась кампания кардинальными, присущими Советской власти методами. Например, в 1931 году в №4 газета "Якстере колхоз" сообщала, что "Старотурдаковская партийная и комсомольская ячейки вместе с колхозниками провели Рождество по новыми обычаями. Старые обычаи они закопали под землю, и они больше не придут. В первый день Рождества провели воскресник, на котором возили на строительство колхозной фермы лес. Кто еще так провел рождество?". В следующем 1932 году районная газета в статье "Отбросим в сторону Рождество" информировала своих читателей: "Мы, мураньская ячейка ВЛКСМ, учителя и школьные работники религиозный праздник Рождество Христово праздновать не намерены. Будем трудиться ударными темпами, выпустим стенгазету, организуем антирелигиозный вечер молодежи. Устроим субботник со сбором средств на покупку самолета, чтобы назвать его "Безбожник". Призываем все районные ячейки ВЛКСМ и образовательные учреждения поступить так же".

Новогодние торжества были запрещены на долгих восемь лет. Реабилитировали праздник и его атрибутику в конце декабря 1935 г. Через год секретариат ВЦСПС постановил: "Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить".

С 1937 года Новый год стал отмечаться широко, с большой торжественностью. На мероприятиях появились Дед Мороз со Снегурочкой, красавицы-елки. Вернулся праздник в школы и детские сады. Но теперь никто даже не думал считать его религиозным, а наоборот, Новый год стал как бы "партийным" событием. Поэтому утренники имели политизированный характер.

Впервые новогодние утренники в нашем районе состоялись в декабре 1938 года. В районной газете о них писали крайне скупо и очень мало. О том, что из себя представлял этот новогодний праздник, мы можем узнать из крайне лаконичных статей. Например, в декабре 1938 года в газете "Якстере колхоз" был опубликован репортаж Гвоздкина под названием "В полной готовности встречают новогоднюю елку", где читаем: "В Тавлинской неполной средней школе в полной готовности встретили новогоднюю елку. Секретарь комитета ВЛКСМ Парфенов и пионервожатая Е. Бабакаева с учениками-пионерами приготовили песни, частушки и спортивные номера". О том, какого содержания были частушки, можно прочитать, перевернув страницу газеты:

"Возьму конверт, бумагу, ручку –

Напишу письмо Вождю,

Чтоб пришел ко мне он в гости:

С радостью его я жду".

***

"Подай мне матушка портфель –

Побегу я школу.

Ведь не зря учусь я там,

Инженером стану".

***

"Мои родители в колхозе,

Старший брат мой – инженер,

Сестра в ВЛКСМе,

Младший брат мой – пионер".

Более подробно школьные новогодние торжества описываются в первом номере "районки" 1939 года. Директор Новопырменской школы А.А. Александровский в статье "Славно провели утренник" пишет: "В начальной школе Новой Пырмы ученики новогоднее мероприятие провели 1 января. Утренник посетили сто семьдесят учеников и немало родителей. На елке учащиеся показывали спортивные номера, выразительно читали художественные произведения, стихи. Самые лучшие ученики Кирилл Оськин, Вера Крамойкина и другие были премированы. После этого всем ученикам были розданы новогодние подарки. Утренник прошел очень хорошо! Помимо этого, в новогодние каникулы будут организованы пионерские сборы, коллективное катание на коньках, а также чтение художественных произведений".

Так в декабре 1938 года елка, со всей ее новогодней атрибутикой, впервые вошла в жизнь сельчан нашего района и стала праздником "радостного и счастливого детства", – прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

Автор: Л. ФРОЛКИНА, учитель математики Кочкуровской СОШ.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 321

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика