Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Кочкуровского района Республики Мордовия

431580, Республика Мордовия, Кочкуровский район, с.Кочкурово, ул. Советская, 5.
телефон: +7 (83439) 2-13-29, +7 (83439) 2-19-19
e-mail: zarja@moris.ru

Легко ли быть учителем?

Профессия педагога во все времена была и остается одной из самых важных и нужных.

Педагог не только даёт ребенку знания, но и воспитывает в нем личность, помогает развить лучшие стороны его характера, прививает принципы нравственного поведения, а также формирует взгляд на жизнь. На протяжении всей истории человечества это остается неизменным. А вот отношение к самому учителю, понимание в обществе его роли не всегда оставалось однозначным...

Начнем с того, что на отношение к учителю всегда влияло несколько факторов: государственная система, взаимоотношения в конкретном обществе в определенный исторический период, личность самого учителя и даже то, городская это школа или сельская. Нюансов было и остается много. И все же, как это было?

Беспрекословное подчинение ученика учителю, безусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX века. В этот момент формировалась государственная система образования, в основу которой Николай I, следивший за этой работой, взял прусскую систему. Такой вариант образования привлекал императора именно четким единообразием программ, учебников, методов и тем, что позволял полностью контролировать систему воспитания и обучения. Сама же должность учителя была не самой высокой, и любой вышестоящий чиновник мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, а учитель даже не мог за себя постоять: возражения не принимались. Каждая инстанция, передавая распоряжения по нисходящей, в конечном счете, била все по тому же загнанному и бесправному учителю, не позволяя сделать ему ни одного самостоятельного шага. В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла в сферу образования. Творческое начало было сведено к соблюдению дисциплины учащимися. Следствием этого стало формирование стереотипа "учитель всегда прав, даже если это не так".

До революции 1917 года особенности личности учителя определялись привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками.

В послереволюционные годы отношения между учителями и учениками сильно изменились. В 30-е годы школа активно формирует у учеников беззаветную любовь к советской Родине, человечность, честность, сострадание. Изменилось и положение учителя. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы взгляды школьников меняются, учитель все больше завоевывает авторитет в обществе.

В советские времена учитель - уважаемый человек, труд его почетен, а авторитет не подвергается сомнению. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов как интеллигентных, честных и высоко моральных людей, на которых нужно равняться. Быть учителем считалось почетно. И надо сказать, для этого были основания. К личности учителя в советской школе предъявлялись высокие требования. Преподавать шли люди, окончившие вузы и имевшие внутреннее призвание обучать детей. Люди, будь то взрослые или дети, идя по улице, смотрели на них с благоговением и с придыханием говорили: "Это наша учительница".

Сейчас, по словам самих педагогов, это уже не так, изменилась и сама система образования.

– По сравнению с советским временем, сегодня положение учителя во многом изменилось, - отмечает учитель русского языка и литературы Семилейской школы Н.И. Позднякова. - Почему? Наверное, потому что теперь наша жизнь мотивирована на приобретение материальных ценностей, а удовлетворение духовных происходит за счет СМИ и телевидения, где, к сожалению, все больше царят скандалы. Насмотревшись в очередной передаче гадостей про педагогов, родители в присутствии детей начинают обсуждать и нас – сельских учителей, а дети потом приносят всё это в школу. Так в глазах ученика теряется авторитет учителя. А потом те же родители хотят, чтобы мы повлияли на поведение их детей…

– В Интернете, в газетах и журналах – везде бичуют и шельмуют педагога, - добавляет учитель географии Кочкуровской школы Н.В. Асташкина. - Связано это, я думаю, с качеством и условием современной жизни: ценности современного общества поменялись, в нем царит меркантильный интерес, да и сами люди стали другими, жестче, что ли. И в советское время, и сейчас дома обсуждали и обсуждают педагогов с той лишь разницей, что сейчас это делается более хлёстко и жестоко.

Соглашается с этим и учитель словесности Семилейской школы Е.Н. Позднякова. По ее мнению большим благом в современном обществе является знание детьми своих прав. Ученики и их родители зачастую пользуются ими, к сожалению, забывая при этом о своих обязанностях.

Неужели ситуация складывается настолько тупиковая, что справиться с ней невозможно? К счастью, нет. Решения простого тут быть не может, но поиск пути у каждого учителя свой.

По словам учителя начальных классов Кочкуровской школы Т.В. Наумкиной, несмотря ни на что сегодня для учеников младших классов педагог по-прежнему остается авторитетом, он родной и близкий человек, без которого никак нельзя. Конечно, в старших классах ситуация иная. Дети там более самостоятельные, иногда бывают дерзкими. Они готовы отстаивать свое мнение, даже если оно изначально ошибочное. Нужно учиться находить общий язык с подростками. Впрочем, проблема общения с детьми в этом взрывоопасном возрасте была всегда. И профессионализм педагога именно в том, чтобы суметь помочь ребенку преодолеть этот сложный для него период. По своему опыту Татьяна Владимировна знает, что с учениками необходимо разговаривать с позиции старшего товарища: где-то поговорить по душам, где-то пошутить, а где-то сойти со своего "олимпа", но не допуская опасного панибратства. И обязательно стараться быть современным, понимать интересы детей. Только так сложатся нормальные отношения с ребятами.

– Ученики по-другому смотрят на учителя, владеющего цифровыми технологиями, понимающего их запросы, - согласна с коллегой Н.И. Позднякова. – Да, это сложно, нужно постоянно быть "в теме", владеть новейшей информацией. Но сейчас это не проблема, ведь все, что нужно, можно найти в Интернете. И тут появляется еще одна задача в работе современного педагога – научить ребенка тоже справляться с этим потоком информации, правильно ставить приоритеты и постараться видеть в ней правду и ложь.

Как бы то ни было, прежние стандарты не применимы к современным детям, к ним нужен иной подход, и учителям приходится этим требованиям соответствовать. Поэтому все меньше в системе образования "случайных" людей, ведь остаются здесь лишь те, для кого профессия учителя – истинное призвание.

Автор: Редакция газеты "Заря"

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 347

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика