Наука не стоит на месте, а стремительно летит вперед. Практически каждый день мы узнаем о новых открытиях и изобретениях, в том числе и в области робототехники. Эта область науки становится все более популярной во всем мире. Роботы все прочнее входят в нашу жизнь.
Пять лет назад в Красномайской школе (ныне филиале МБОУ "Семилейская СОШ") начал функционировать кружок "Робототехника". Его бессменный руководитель - учитель информатики и математики Андрей Иванович Истляев. Школьники с помощью преподавателя постигают основы конструирования механизмов и учатся программировать.
– Занятия проходят раз в неделю, группа обучающихся состоит из пятнадцати человек, – говорит А.И. Истляев. – Ребята начинают посещать кружок с пятого класса, но жестких возрастных ограничений нет, было бы желание. Конечно, большинство из них с техническо-математическим складом ума, но есть и несколько гуманитариев, для которых робототехника – увлечение, хобби.
Кружковцы работают с конструкторами "LEGO MINDSTORMS Education EV3": собирают модели роботов, программируют и испытывают их. Ребята с большим интересом посещают занятия. Здесь они изучают различные устройства – от самых простейших моделей до сложных механизмов. Занятия обычно не ограничиваются строгими временными рамками, ведь очень сложно бывает прерваться на самом интересном моменте.
– Мы разбираем принципы работы разных реальных механизмов и воплощаем их в моделях, – пояснил Андрей Иванович. – Затем виртуальная сборка будет проводиться в приложении "LEGO Digital Designer (LDD)". Робот действует в соответствии с заложенной в него программой, которая пишется на компьютере, а затем закачивается на блок управления. Это главная трудность, ведь на программирование, в зависимости от сложности, может уйти от одного дня до целого месяца. Также роботы снабжаются своими "органами чувств" - датчиками: один ультразвуковой, один световой, два датчика касания и так далее.
За все годы действия кружка ребята являются постоянными участниками Республиканского молодежного инновационного конвента, где достойно занимают призовые места. Ученики школы также принимают участие в Республиканском конкурсе научно-технического творчества обучающихся образовательных организаций РМ на приз Главы Республики Мордовия. В 2017 году Дарья Федосеева стала лауреатом и ей была присвоена премия в номинации "Робототехника, автоматика и интеллектуальные системы". В Международном детском конкурсе "Школьный патент - шаг в будущее" - Дарья Федосеева, Иван Лашманкин и Лариса Бояркина становились лауреатами республиканского этапа в номинации "Изобретение".
К примеру, на Республиканском конкурсе научно-технического творчества обучающихся образовательных организаций на приз Главы РМ была представлена модель робота-чистильщика, который автоматически без присутствия человека протирал полы в замкнутом пространстве (комнате). Его прототипами были роботы известных фирм по уборке помещения. Еще одна модель - "Робот-собака", которая могла вставать, садиться, различать цвета и издавать звук собачьего лая. Проект "Станок подачи одноразовых стаканчиков" был приурочен к чемпионату мира по футболу. Он упаковку одноразовых стаканчиков разъединял и по одному выдавал пользователю. "Сортировщик монет" сортировал монеты по номиналу в отдельные лотки, а "Станок плетения веревки" соединял в одно целое пять разноцветных нитей.
– На занятиях ребятами были созданы и другие модели: "Робот-кобра", "Робот-сталкер", "Робот-паук" и многое другое, – с гордостью за своих учеников говорит А.И. Истляев. – С некоторыми проектами они выезжали на районный конкурс технического творчества "Проекториум". Для участия в фестивалях по робототехнике, которые проходят не только в Саранске, но и Ковылкино, создаются модели для движения по линии, роботы для выполнения определенных задач без участия человека. Для этого мало собрать робота по определенным размерам, необходимо его запрограммировать для выполнения той или иной задачи. По линии молодежной политики Республики Мордовия в начале октября были получены два тренировочных поля для соревновательной робототехники. Эти поля позволяют участвовать в трех соревновательных номинациях. Они были получены, кстати, шестнадцатого и семнадцатого октября, когда проходил молодежный конвент РМ, в котором команда из нашей школы заняла первое место в номинации "Кегельринг-макро". Суть данного соревнования заключается в следующем: за отведенное на поединок время робот, не выходя за пределы круга, очерчивающего ринг, должен вытолкнуть четыре кегли белого цвета из восьми кеглей, среди которых четыре - черные. Но в соревновательной робототехнике еще есть и другие виды соревнований, для которых тоже необходимы тренировочные поля, без них мы не можем выходить на новый уровень образования. Количество имеющихся у нас сейчас наборов не позволяет нам в полной мере реализовать намеченные проекты. Но мы не унываем и двигаемся тихой поступью вперед, через тернии – к звездам.
– Дети каждое занятие ждут с нетерпением, – продолжает Андрей Иванович. – Над каждым роботом они работают в командах и много общаются между собой. Все ребята очень разные, у каждого свои сильные стороны: у кого-то лучше получается собирать модели, у кого-то – программировать, а кто-то хорошо справляется и с тем, и с другим, но ему сложно презентовать свой проект. Школьники могут создать и запрограммировать довольно сложное устройство. В этом году по направлению "Успех каждого ребенка" получены семь комплектов конструктора "Robotis DREAM II LEVEL 1" для учащихся от шести и до десяти лет, и теперь они имеют возможность пройти первую ступень в робототехнике для получения первых навыков в лего-конструировании. Учащимся начальной школы эти занятия полезны для развития логического и системного мышления, усидчивости, сосредоточенности, внимательности, они помогают в развитии мелкой моторики рук, умении работать в команде. Дети знакомятся с основами механики…
– Мне очень нравится заниматься в этом кружке, – говорит ученица 8 класса Дарья Учайкина. – Я могу своими руками собрать робота, заставить его выполнять определенные действия и команды. Возможно, в будущем выберу для себя профессию инженера.
Робототехника помогает ребятам в усвоении школьной образовательной программы и обязательно пригодится им в будущем. Возможно, те дети, которые сейчас увлекаются робототехникой и конструированием, – это будущие инженеры-инноваторы, и в их руках будущее этой необычной и так быстро развивающейся отрасли.