13 апреля в Общественной палате России состоялись общественные слушания, посвященные оптимизации сельских школ в субъектах РФ. Участники встречи обсудили наиболее распространенные проблемы, которые встают перед родителями, учащимися, учителями и администрацией при реорганизации малокомплектных школ в малых населенных пунктах.
Модератором заседания выступила глава Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий, председатель Российского союза сельской молодёжи Юлия Оглоблина. Она подключилась к мероприятию вместе с и.о. министра образования Республики Мордовия Еленой Солдатовой в формате онлайн из Саранска.
Открывая встречу, Юлия сказала: "Мы неоднократно слышали, как называют школу на селе. “Школа — центр жизни села и его основа, школа — селообразующая организация”. И так называют ее обоснованно. Однако за последние 20 лет количество сельских школ в России сократилось вдвое: в 2010 году насчитывалось 45,5 тысячи сельских школ, а в 2019-м — лишь 22,9 тысячи. Основное сокращение пришлось на 2014 год, но и после этого ежегодно наблюдается уменьшение количества сельских школ. Это имеет негативные последствия для каждой деревни, района и в целом для страны".
Общественница рассказала, что в адрес Комиссии ОП РФ периодически поступает информация о закрытии малокомплектных сельских школ или сокращении классов в них с переводом учащихся в более крупные школы в соседних населенных пунктах.
Оглоблина отметила, что и её деревенскую школу в Торбеевском районе закрыли в начале 2000-х, детей перевели в поселковую. Оптимизация привела к тому, что некоторые занятия посещали ученики и первых, и четвёртых классов.
По ее словам, в первую очередь в таких ситуациях бьют тревогу родители учеников, так как это связано с определенными неудобствами: школьникам и учителям приходится ежедневно проезжать значительные расстояния до школы и обратно.
"Сами селяне и глава государства единодушны в утверждении: “Когда закрывается школа — умирает село”. Поэтому в 2018 году была запущена госпрограмма по поддержке и развитию сельской местности для привлечения молодых кадров в малые населенные пункты. Уверены, что надо не опускать руки, а предпринимать все попытки, чтобы сохранить сельские школы, если там есть ученики", — подчеркнула Юлия Оглоблина.
Реорганизация сельской школы зачастую приводит к конфликтам местных жителей и администрации, информация не доводится заблаговременно, нет диалога власти и общества. Эксперт отметила, что в законе об учете мнения жителей говорится о муниципальном образовании, но по стране неоднородное территориальное деление, поэтому на сельские территории, входящие в состав городских округов, такая норма не распространяется.
Юлия Оглоблина предложила восполнить этот пробел в законодательстве. Безусловно, учитывая позицию регионов по данной проблеме, рассмотрев опыт субъектов РФ в реорганизации образовательных учреждений, работе с населением и оценке последствий оптимизации школ на федеральном, региональном и местном уровне.
О состоянии сельских школ в Республике Мордовия рассказала Елена Солдатова, и.о. министра образования Республики Мордовия. Она отметила, что регион стремится организовать равный доступ к качественному обеспечению образования и сельских, и городских школ.
"70% школ Мордовии расположены в сельской местности или на территории районных центров. Безусловно, количество обучающихся в этих школах разное – и для 300–400 учеников, и школы до 100 человек", – отметила Елена Солдатова. Сохранение образовательных учреждений на селе она связывает в первую очередь с наличием производств, которые создают рабочие места. Они привлекают людей работать, строить быт в селе и создавать семьи.
Солдатова также отметила, что в Торбеевском и Ичкаловском районах в школах развивается и дополнительное образование в формате агроклассов. В образовательных учреждениях организованы пришкольные участки, на которых учителя вместе с учениками выращивают продукцию. Такая продукция может быть использована в организации питания школьников.
Василий Макаркин, директор Красносельцовской школы в Рузаевском районе Мордовии, добавил, что важную роль в организации образовательного процесса, сохранении и развитии образовательного учреждения играет личная инициатива селян. "Директор школы должен почувствовать и увидеть, как решить проблему", – поделился он своим опытом. В 2011 году инициативные селяне долбились строительства новой школы, сейчас ее посещают 173 ученика.
В завершение встречи Оглоблина добавила, что по итогам общественных слушаний планируется выработать рекомендации по усовершенствованию системы, направленной на поддержку сельских школ. Документы будут переданы в правительство и профильные ведомства.