В настоящее время всё чаще сельчане выбирают жизнь, не связанную с разведением и содержанием домашнего скота. Заготовка кормов, утренняя и вечерняя дойка, содержание в чистоте помещений для домашних животных, на их взгляд, приносят лишние хлопоты, тогда как все продукты без проблем можно купить в магазине. И все же не все готовы сменить натуральные и экологичные продукты, полученные в собственном хозяйстве, на магазинные.
Как только служба в Семилейском храме заканчивается и уходит последний прихожанин, настоятель прихода иеромонах Андрей (Антипов) торопится домой. Переодевшись в рабочий подрясник, накинув теплую одежду, спешит по протоптанной дорожке к себе на подворье. Услышав лязгнувшую калитку, а затем знакомые шаги и шуршание опавших листьев, за запертыми дверями заблеяли козы, которые не так давно были переведены на зимнее содержание. Но сначала, предварительно насыпав в корыто корм, отец Андрей отпирает дверь курятника. И тут же во двор высыпают суетливые куры, их у отца-настоятеля тридцать с лишним голов. Затем наступает очередь коз. Их в хозяйстве четыре, две из них дойные. Охапку сена они встречают радостными блеянием. Как только душистая трава попадает в кормушку, с нетерпение принимаются ее уминать.
– Зачем настоятелю сельского храма содержать подсобное хозяйство? – спрашиваю у о. Андрея.
– Отвечу словами святителя Иоанна Златоуста. Константинопольский архиепископ говорил, "что узда для коня, то работа для нашей природы. Бог дал руки не для того, чтобы принимать от других, а чтобы трудился самому". К тому же "труд есть здоровье для тела и польза для души, – дополняет его Исаак Сирин. – Покой и праздность – гибель душе".
Ответ на этот вопрос, я думаю, еще и в том, что любовь к домашним животным у о. Андрея с детства. Сам-то он деревенский, родом из деревни Новое Чамзино Большеигнатовского района.
В 2010 году, когда Семилейский храм еще числился подворьем Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря, настоятель обители архимандрит Лазарь (Гуркин) задумал открыть при Семилейской церкви подворье, где содержались бы для братии коровы и куры. Реализовать эту идею ему тогда не удалось, так как решением Синода наместнику определено было быть епископом Нарвским, викарием Таллинской митрополии. Идею поддержал и его преемник – Климент, епископ Рузаевский, викарий Саранской и Мордовской епархии. При поддержке генерального директора ОАО "Агрофирма "Норов" А.И. Позднякова и на средства предприятия за короткий срок были построены добротные каменные помещения. Но реализовать идею снова не удалось – сначала наместник монастыря сменился, а затем Семилейский храм обрел самостоятельность.
Отец Андрей на свои средства приобрел 6 коз зааненской породы, 30 кур, 47 гусей и 3 индюка.
Пожалуй, самым проблематичным при содержании домашнего скота является обеспечением его кормами. Интересуюсь, как решает эту проблему сельский батюшка.
- В этом вопросе все эти годы мне очень помогает Александр Ильич Поздняков, я ему за это очень благодарен, - отвечает о. Андрей, а потом с удовольствием показывает подворье и рассказывает о животных:
- В сутки мои козы дают около трех литров молока. По качеству молоко животных этой породы отличается от других: оно более жирное и, что тоже важно, отсутствует неприятный запах, который иногда присутствует у молока коз других пород. Кроме того, зааненская порода одна из самых плодовитых. В первый окот коза приносит одного козлёнка, а в последующие - от двух до четырех. Козлята крепкие, спустя всего несколько часов они резво скачут. Эти козы легко переносят морозы и жару, но плохо приспосабливаются к сырому климату.
– Продукция домашнего хозяйства где-нибудь реализуется? – интересуюсь у о. Андрея
– Конечно, ведь одному мне столько не нужно. Яйца, молоко, творог охотно приобретают прихожане храма, - отвечает отец-настоятель. – А средства от продажи идут на содержание храма.
В с. Семилей иеромонаха Андрея (Антипова) знают не только как настоятеля Семилейского храма Николая Чудотворца, но и как трудолюбивого человека, который не боится никакой работы.