Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Кочкуровского района Республики Мордовия

431580, Республика Мордовия, Кочкуровский район, с.Кочкурово, ул. Советская, 5.
телефон: +7 (83439) 2-13-29, +7 (83439) 2-19-19
e-mail: zarja@moris.ru

Взгляд в прошлое

История родников Бабань каша лисьма

В Кочкуровском районе родников немало. В своем большинстве они имеют необычные, но вполне объяснимые названия. Например, источник "Кельме лисьма" (эрз. "кельме" - холодный; "лисьма" - колодец), что в с. Кочкурово по улице Ленинская, назван из-за температурных качеств бьющей из-под земли воды. Родник "Керьба лисьма" (эрз. "керь" - лубок) в с. Новая Пырма стали называть потому, что вода течет по коре дерева. Однако в Кочкуровском районе есть несколько родников, которые имеют одинаковое название – "Бабань каша лисьма". Версией того, почему наши предки стали их так называть, мы и хотим поделиться.

В Кочкуровском районе источников с таким названием три. В с. Подлесная Тавла родник "Каша бабань лисьма" расположен в овраге, на ручейке Овто лей (Медвежья речка). В с. Старые Турдаки есть урочище "Бабань каша", где из-под земли бьет ключ "Бабань каша лисьма", а рядом расположен овраг "Бабань каша латко". Находится это место в двух килоиетрах от центра села на запад. В с. Кочкурово родник "Бабань лисьма" расположен недалеко от бывшей колхозной МТФ.

Название этих родников происходит от эрзя-мокшанского моления "Бабань каша", которое проводилось женщинами у водных источников (реки, ручья или колодца, а также у почитаемых деревьев) с целью испросить у богов благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям и скоту, благополучие в хозяйстве.

В с. Сабаево это моление справляли на Троицын день. По сохранившимся описаниям, в 1869 году его совершали так. За несколько дней до праздника выбиралось несколько женщин - чаще всего, это были пожилые, знающие обряды женщины. Они ходили по домам и собирали для моления крупу, яйца, кур и деньги на покупку спиртного. В день Святой Троицы рано утром все собранные припасы привозились к месту совершения молении. Как в 1869 году писал Ф. Зерновский в своей работе "Бабань каша. Очерк мордовского моляна", "затем совершается довольно странная операция, напоминающая собою тёмные времена язычества, когда приносили в жертву людей. Одна из старух, принимая на себя покорный вид обречённой божеству жертвы, ложится вверх лицом на землю, а другая, проводя несколько раз ножом над горлом лежащей, делает вид заклания, затем снимается с лежащей шушпан, который развешивается на оглоблях близ стоящей телеги, далее – режутся куры, с посвящением каждой определенному божеству (напр., водяной матери, грому, ветру, граду и т. д.); после всего этого начинается стряпня. В нескольких больших чугунах, в кашице варится курятина и в нескольких глиняных корчагах – гречневая каша. Тут же в огромном чугуне варится еще яичница (смесь битых яиц с водою и молоком). Последняя назначается для маленьких детей, которые тут же вертятся около своих суеверных бабушек в ожидании лакомого блюда… Как скоро сварится яичница, бабаи с внучатами становятся по направлению к западу на колени и делают, без обычного для христианина крестного знамения, несколько земных поклонов, бормоча друг за другом слова доморощенной молитвы. В этой молитве они просят у божества потребных для детей благ… После литургии все поселяне густыми толпами – каждый со своей ложкою в кармане или за пазухой и даже в руке, а домохозяйки, кроме того, с ведром браги в руках – идут к месту моления …Вот несколько старух с белыми платками в руках медленною поступью подходят к жертвенным чугунам и вынимают оттуда две курицы, кладут их вместе с ситным хлебом в чашку, накрываемую белым платком, и друг за другом, в глубоком молчании, идут на берег речки. Передняя бережно несет в руках зажжённую восковую свечу, вторая – означенную провизию и ведро браги, остальные идут только с белыми платками в руках. На берегу реки суеверные бабаи ставят на разостланном платке принесенное блюдо с пищей, к которому прилепляют свечу, и раскрывают ведро с брагою. Затем все друг за другом становятся на колени и под журчание речки одна из них начинает молитву… По окончании молитвы и после нескольких земных, без крестного знамени поклонов, бабаи встают, выпивают по три ковша браги, съедают по кусочку пирога и курятины, а остальные куски бросают в реку, выливают туда и остаток браги. И, в полной уверенности, что водяная мать услышала их усердную молитву за девок, идут на прежнее место. По приходе этих бабаев ещё восемь старух, друг за другом, со свечами в руках, идут в другое место молить, но тоже к воде. На берегу речки становятся против течения воды на колени и вот одна за другой начинают читать свои молитвы… По окончании молитв и сделав несколько земных поклонов, бабаи встают и отправляются к народу …Вот ещё три старухи с курицей, свечой и горбушкой ситника идут на так называемую пашню. Здесь все становятся на колени, приклоняются лицом к земле и одна из них нашёптывает молитву… Но этим молян ещё не кончился. По возвращении бабаев начинается трапеза. Мордва разбиваются по родам, рассаживаются группами на траве и едят – прежде кашицу, потом кашу, а по рукам во время трапезы ходит круговая чаша браги". В конце 1860-х гг. сабаевцы этот обряд перестали совершать.

В с. Кочкурово праздник Бабань каша отмечали после Троицына дня, в Духов день. По словам М.Е. Евсевьева, в каждом доме варили горшок каши и пекли разную стряпню. После обеда весь народ шел на родник, который в дореволюционные времена именовался "Бабань лисьма ланго", а теперь просто "Бабань лисьма". Макар Евсевьевич пишет: "Ещё накануне снаряжают по две женщины с каждого десятка (по старому делению село Кочкурово имело 3130 дворов - всего семь десятков), которые собирают для каши крупу, масло и яйца. В Духов день из собранной крупы варят кашу по большому чугуну для каждого десятка, режут барана, который тоже делится на семь частей и варится в семи чугунах, варят гуся и курицу. После обедни весь народ идет на родник. Здесь уже разложены на кошмах рядами пироги и съестное. После моления начинают обедать. Когда народ разойдётся, старухи, две из каждого десятка, отправляются на кладбище поминать умерших".

Сегодня моление Бабань каша уже не совершается, да и о том, что его справляли в наших сёлах, давно уже позабыли. Единственным напоминанием об этом обряде теперь остаются названия родников, около которых они справлялись.

И. ПОТАПКИН.

Автор: Редакция газеты "Заря"

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 843

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика