2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Профессия педагога требует от человека не только больших знаний, но и душевных сил, выдержки. Радует то, что, несмотря на сложности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни труд учителя.
Многие родители зачастую считают, что для достижения их детьми максимальных высот, в первую очередь, необходимы знания русского и иностранного языков, а родной язык - это лишняя нагрузка, которую можно исключить. Я думаю, что с этим поспорят все учителя родного языка. И среди них учитель Сабаевской средней школы Светлана Николаевна Ибрагимова – эрзянка, которая преподает… татарский язык. Более 30 лет она работает учителем родного языка и литературы.
О себе Светлана Николаевна не любит рассказывать.
- Родом я из села Качелай. С детства мечтала о другой профессии. Но так случается в жизни, будто сама судьба ведет тебя за руку: вместе с подругой сдала документы на филологический факультет МГУ им. Н.П. Огарева, стала учителем. Вышла замуж за парня из Татарского Умыса. Свой педагогический путь начала в Татарско-Умысской школе учителем русского языка и литературы, там и проработала 22 года до самого ее закрытия. В начале, как и у всех, были свои трудности в работе. Но я до сих пор вспоминаю советы своей мамы Серафимы Васильевны, учителя истории Лидии Андреевны Адушкиной и нашего классного руководителя Кафтайкиной Валентины Константиновны. Они учили трудиться честно и добросовестно, любить детей, уважать своих коллег. Это здорово помогало и помогает мне в жизни. Человеку любой профессии везет, если на его пути попадется настоящий учитель – наставник. А для меня такими наставниками стали именно они.
После закрытия Татарско-Умысской школы вот уже восемь лет Светлана Николаевна работает учителем родного (татарского и эрзянского) языка в Сабаевской школе. К приветствиям "Здравствуйте!", "Шумбрачи!" добавились "Исэнмесез (Здравствуйте)!" и "Сау булыгыз (До свидания)!". Хотя, почему добавились? Это уже давно ее жизнь, в которой тесной сплелись три культуры – эрзянская, русская и татарская. И семья у нее интернациональная. Родные мужа приняли молодую эрзяночку хорошо. Она чтит и уважает их законы, естественно, хорошо знает язык. С супругом вырастили сына, теперь уже радуют их сердца внуки.
О своей работе и об учениках Светлана Николаевна говорит охотно, видно, что за свое дело переживает всей душой:
- У каждого народа на Земле есть свой язык, свои корни и традиции. Передо мной как учителем родного языка стоят задачи - воспитать бережное отношение к национальному языку, традициям и обычаям народа, что помогает формировать человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края. Когда начинаешь изучать культуру и традиции народа, прежде всего, следует начать с усвоения его языка. Я полагаю, что все с этим согласятся. И воспитание у ребят патриотических чувств происходит благодаря изучению родного языка – эрзянского, татарского или русского. А в родной литературе представлены лучшие образцы именно литературной речи, что позволяет сохранять язык в его лучшей форме. К тому же в национальной культуре тоже очень много хороших авторов и произведений...
Чтобы быть настоящим учителем, мало иметь учительский диплом, категорию, награды, звания, нужно владеть еще одним величайшим искусством – искусством любить детей. Обучая учащихся родному языку и литературе, Светлана Николаевна приобщает своих учеников к народной культуре и традициям. Родной язык, мудрые жизненные устои предков, многожанровый фольклор – это духовные ценности, которые составляют содержание национальных культур и традиций. В языке народа сокрыты все его думы и чаяния, его характер, его стремления... Учитель старается творчески подойти к преподаванию своего предмета, внедряет инновационные технологии, которые дают значительный результат, использует проблемное, развивающее обучение, а также игровые моменты, проектные работы, тестовые задания. И все это дает отличный результат: ученики имеют прочные знания по предметам.
Светлана Николаевна успешно готовит учеников к участию в различных конкурсах и олимпиадах. Ежегодно они становятся победителями муниципальных этапов предметных олимпиад, участниками республиканских олимпиад, конкурсов творческих работ, а в прошлом году ее ученик Шамиль Жарков стал победителем региональной и межрегиональной олимпиады по татарскому языку и литературе.
- Для того чтобы правильно обучить детей татарскому языку, - продолжает Светлана Николаевна, - существует много приемов и методов, но обязательно нужно учитывать возрастные особенности учащихся. Стараюсь заинтересовать ребят, предлагаю им различные творческие задания. Например, старшеклассники с помощью родителей готовили проект на тему "Сандык" (сундук). Выяснилось, что почти в каждой деревенской семье сундук хранится как дорогая реликвия, как память о прошлом. Ребята пишут и защищают рефераты на различные темы: "Нравы и быт предков", "Татарские народные праздники", "Семейно-бытовые обряды". Занимаются ребята и сбором фольклора в родном селе: частушки, загадки, пословицы, поговорки, легенды записаны со слов старшего поколения. Разработала свою собственную программу по изучению татарского языка и литературы в 1-9 классах, опираясь на программу по татарскому языку и литературе для русских школ Ф.Ф. Харисова и Ч.М. Харисовой. Мне это интересно… Моя работа – это часть меня.
Светлана Николаевна не только учит детей, но и учится сама, постоянно совершенствуясь, изучая методическую литературу, обучаясь на курсах усовершенствования учителей. Все эти годы она трудится честно и добросовестно, собирая по крупицам опыт своих старших коллег и нарабатывая свой собственный, изучает новейшие достижения педагогической науки, чтобы четко идти в ногу со временем.
Учитель награждена Грамотой администрации Кочкуровского муниципального района, Дипломом РНКАТ РМ "Якташлар" за сохранение ценностей татарского языка.
На вопрос "Есть ли у учителя свободное время?" Светлана Николаевна с улыбкой ответила так:
- Учителя - такие же люди. И хотя свободного времени всегда не хватает, для души читаю книги, люблю готовить, печь мордовские и татарские пироги, торты, а летом занимаюсь огородом, цветами.
А еще она любит стихи, замечательно поет русские, мордовские и татарские песни. Повезло ученикам Светланы Николаевны – она очень позитивный, светлый человек. После разговора с ней у меня осталось какое-то очень приятное впечатление. А они с ней общаются каждый день. Её спокойствие, уравновешенность, интеллигентность, "умные" уроки притягивают и вызывают чувство уважения и признательности среди учеников и коллег. Известный немецкий философ К. Фрелих писал: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель".
Школа – это целая жизнь: удивительная и неповторимая, наполненная радостями и горестями, успехами и неудачами, новыми открытиями и неожиданными встречами. Хочется, чтобы для каждого ребенка каждый день этой школьной жизни стал по-настоящему интересным и незабываем. А это во многом зависит от учителя.
М. ТИМОШКИНА.