Первого сентября за новыми знаниями отправятся не только амурские школьники, но и их учителя. Осенью в регионе начнет работу первый Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Новая альма-матер откроется по нацпроекту "Образование". На создание организации планируется потратить почти 11 миллионов рублей из федерального бюджета. О новом центре, его возможностях и перспективах для учителей рассказали на онлайн-пресс-конференции министр образования и науки области Светлана Яковлева, ее заместитель Лариса Закирова и ректор Амурского областного института развития образования Валентина Калита.
Поднять профмастерство на новый уровень
Переподготовить с начала нового учебного года планируют десятую часть педагогического сообщества амурских школ. "Современная школа не может существовать без современного учителя", — уверены в региональном министерстве образования. Новый Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР) призван поднять на более высокий уровень профмастерство учителей. Центр некоторые считают неким надзорным органом, стоящим над педагогами, однако специалисты заверяют, что это не так.
— Третий год в нашей области реализуется нацпроект "Образование", благодаря которому создается современная образовательная среда, — отмечает Светлана Яковлева. — Центр непрерывного повышения профмастерства педработников призван стать диагностическим центром, где учитель сможет проверить свои знания, навыки и степень посвященности в те современные тенденции, которые набирают силу сегодня. Оценить себя не для того, чтобы бояться надзорных органов, а чтобы выявить пробелы в своей работе и получить помощь в развитии дальнейшей траектории движения. Наша главная задача — дать ученику все необходимые знания, которые позволят ему стать конкурентоспособным и успешным в будущем. В большей степени это зависит от учителя.
По словам Светланы Вячеславовны, основная часть финансирования на создание центра ложится на федеральный бюджет, остальное — расходы области. Около 11 миллионов рублей планируется потратить на оснащение учреждения и приобретение разного рода оборудования: программ для диагностики компетенций школьных педагогов, для проведения презентаций и видео-конференц-связи, средства вычислительной техники и многое другое.
Добровольно, но обязательно
Однако все же надзорная функция у ЦНППМПР сохранится. Статья 47 Федерального закона "Об образовании в РФ" говорит о добровольном праве учителя на профессиональную переподготовку. Но в следующей, 48-й статье Закона закреплены уже обязательства школьного педагога. В частности, он должен работать на высоком профессиональном уровне и проходить в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков. Это учитывается при прохождении переаттестации.
— Сегодня в Амурской области трудятся 7 тысяч 877 педагогов, только 54 процента из них имеют высшую и первую категории, а остальные — в соответствии с занимаемой должностью. Реализация нацпроекта "Образование" дает возможность нашим учителям пройти курсы повышения педагогического мастерства и получить всю необходимую методическую помощь, — комментирует заместитель министра образования области Лариса Закирова.
На курсы переподготовки педагоги могут пойти по собственной инициативе, не только по направлению работодателя. Образовательные услуги будут для них бесплатными. Ежегодно в центре смогут обучать до 800 амурских учителей — 10 процентов от общей численности. "Я прекрасно понимаю тех, кто, отработав в школе 30 лет, считает, что все знает и уверен — его уже нечему научить. Но современные школы набирают обороты, иногда ученик знает больше, чем его учитель", — замечает ректор института развития образования Валентина Калита.
Учителей научат "вычислять" буллинг
По словам Валентины Калиты, за 70 лет, что существует в области институт развития образования, курсы повышения квалификации педагогов проводились многократно. Однако учреждения не будут дублировать друг друга, поскольку новый образовательный центр больше ориентирован на оказание адресной профессиональной помощи педагогам, а не на курсовую подготовку.
— Мы должны отойти от стереотипов, что центр — это только контрольная проверка. Нет, наша задача, исходя из потребностей, выявленных при диагностике знаний и навыков учителя, -
разработать серию семинаров, вебинаров, тестирований, необходимых конкретному педагогу. То есть тут целая сеть оказания помощи и поддержки учителю, и это важно, — говорит амурский министр образования. — Например, сегодня в институте развития проходил вебинар: "Работа с детьми в случае проявления буллинга". Вы знаете, это сейчас серьезная проблема. Как педагогу себя вести в ситуации, как вычислить проблему ребенка — мы обучаем этому.
Битва за качество образования
Оценку компетентности прошли уже 6,5 процента амурских педагогов по таким направлениям, как русский язык, литература, обществознание, а также начальные классы. В Приамурье сегодня насчитывается 86 школ с низкими результатами обучения (всего в регионе — 295 школ). Новая организация нацелена на сокращение числа отстающих в образовательном плане школ. "Мы уверены, что с открытием центра качество амурского образования станет выше", — убеждена замминистра образования Лариса Закирова.
Сейчас специалисты ведут поиск помещения для нового центра. Площадь его составит 600 квадратных метров, он будет состоять из 11 помещений. В них разместятся аудитории, лектории, медиатека, помещения для проектной деятельности и групповой работы (коворкинг), виртуальные лаборатории. "Оборудование несложное, поэтому временно планируем разместиться на арендуемой территории. А в перспективе думаем сделать обучение стационарным", — поделилась планами ректор института развития образования Валентина Калита.