В соответствии с законом право на льготный проезд в автобусах в Приамурье имеют 10 категорий граждан: это участники и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, дети войны, инвалиды и дети-инвалиды, ветераны труда и военной службы, труженики тыла, реабилитированные лица и признанные пострадавшими от политических репрессий, а также почетные доноры области. Проезд они оплачивают с помощью единого социального проездного билета, либо социальной картой.
Стоимость льготных проездных Законодательное Собрание области не меняет третий год подряд. Тариф в 200 рублей депутаты установили в 2019-м. До этого сохраняли цену на одном и том же уровне в течение 6 лет. Несмотря на то, что цена на проезд пассажиров в общественном транспорте растёт ежегодно. Так, например, в столице Приамурья - городе Благовещенске - цена билета в автобусе в 2013 году составляла 17 рублей, в 2019 – уже 25 рублей, а в 2021 – 29 рублей.
Последней сегодня пользуется большая часть льготников - порядка 18 тысяч человек. Социальная карта — это микропроцессорный "пластик" на платформе национальной платежной системы "Мир". Содержит два приложения: транспортное и банковское. Первое предназначено для автоматизированного учета поездок (и непосредственно расчетов с водителем или кондуктором), второе может использоваться для получения дотаций, пособий и других выплат, а также безналичной оплаты товаров и услуг, и снятия наличных со счета.
Проект "Социальная карта" в Приамурье начал работать в 2010 году. За более чем 10 лет его внедрили 10 муниципалитетов: города Благовещенск, Белогорск и Свободный, ЗАТО Циолковский, а также Архаринский, Благовещенский, Белогорский, Свободненский, Тамбовский и Ивановский районы.
В остальных районах Приамурья для проезда в автобусах льготники – около 4 тысяч человек - получают единый социальный проездной билет. Сейчас он стоит 200 рублей (равно как и активация социальной карты). При этом количество поездок в течение месяца не ограничено. А транспортные расходы перевозчикам возмещает областной бюджет.
Социальная карта и социальный проездной действуют как на городских муниципальных маршрутах, так и межмуниципальных в пределах одного района. Если же в муниципалитете регулярных рейсов нет, то получатель льготы вправе пользоваться проездным и на автобусах, совершающих рейсы между населенными пунктами смежных районов, но в пределах расстояния в 50 километров от своего села.
Приобрести единый социальный проездной билет амурчане могут в отделениях почты по месту жительства. А вот социальную карту оформляют в "Азиатско-Тихоокеанском Банке" как в областном центре, так и филиалах в районах.
"Возмещение затрат на перевозку льготных категорий пассажиров – это лишь одно направление работы. Хотя и очень затратное: ежегодно на эти цели из областного бюджета выделяется свыше 350 миллионов рублей. Но есть и еще одно очень важное: это предоставление администрациям муниципальных образований поддержки на покупку новых автобусов в лизинг. Обновление автопарков транспортных предприятий, во-первых, позволит амурчанам ездить с комфортом, потому что современные автобусы оборудованы всем необходимым для удобства, включая кондиционеры, а во-вторых, снизит расходы на ремонт и содержание устаревших автобусов. В Константиновский район в прошлом году таким образом приобрели две дизельные ГАЗели-NEXT. А всего на область – 50 единиц транспорта. В этом году работу будем продолжать", - рассказал депутат Законодательного Собрания от Константиновского района Вячеслав Логинов.