Более двух лет в нашей стране (ни шатко ни валко) действует новая система по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, коротко – с ТКО, которую в народе сразу окрестили "мусорной реформой". Начиналось всё, вроде бы, неплохо: широкое информирование населения практически до каждого, умеющего читать, донесло, кто и на каких условиях по закону будет заниматься сбором, транспортировкой и утилизацией мусора, что отныне это стало коммунальной услугой, за которую полагается обязательная ежемесячная оплата по установленным тарифам.
Приамурье разделили на пять кластеров (сводных территорий), за каждым в результате конкурсных процедур определили своего регионального оператора. Константиновский район вошёл в третий кластер, ответственность за систему по обращению с ТКО в котором взяла на себя райчихинская компания "Жилищно-эксплуатационный участок". Сборкой-перевозкой ТКО из всех контейнеров, установленных во дворах многоэтажек или у частных домов "на земле", на площадку временного хранения, называемую ранее обычным словом свалка, по договору с "ЖЭУ" стала заниматься другая компания – "Аварийно-диспетчерская служба", филиал которой базируется в Константиновке.
Сельсоветы при материальной поддержке регионального правительства обязаны были обеспечить и обеспечили свои территории контейнерами, которые как грибы после дождя, десятками выросли вдоль сельских улиц. К слову, таких "десятков" в общей сложности в нашем районе более 100, то есть контейнеров немало – более 1000. Муниципальные огорожены с трёх сторон металлическим забором, не единично стоящие "мусорки" удобно расположились на контейнерных площадках, которые тоже, согласно закону, обустроили сельсоветы не без помощи областной казны.
Дело пошло, действительно, по-новому. Конечно, не без возражений со стороны обывателей, мол, зачем это надо, мы мусор свой в печке сжигаем, не без споров и нареканий по поводу оплаты и величины тарифов… Тем не менее, постепенно люди стали замечать, что это удобно – собрал, выкинул в контейнер и забыл. Мусор на то и мусор, чтобы о нём не думать.
Спустя время, и правда, стало заметно чище на придомовых территориях и по округе, исчезали стихийные помойки в канавах или подлесках, ведь теперь в контейнеры добросовестно выкидывалось всё, что под руку попалось. Ну а то! Извольте - согласно оплате. Хотя, чего греха таить, порой и свыше: многие, как сговорились, словно генеральную уборку в домах-дворах-сараях устроили. Ну и пусть вывозят, раз взялись! Вывозили. Всё под чистую, несмотря на сложности с выгрузкой не тем забитых контейнеров, несмотря на масштабы района и сложную логистику. Намотай, попробуй, километраж от райцентра до самого дальнего села, убери по пути десятки контейнеров, да на выгрузку вернись по дорогам отнюдь не гладким, а завтра - опять и опять. Непросто, конечно, и людям, и технике. Её, кстати, у перевозчика всего три наименования, причём не новой. То раз на ремонт-прикол машина встала, то другой… Вот и накопилось одно за одним. К чему всё привело? Логично - к серьёзным сбоям графиков по вывозке мусора, соответственно, переполненным контейнерам и захламлённым площадкам. Это явно стало заметно с весны. Но, как говорится, взялся за гуж, не говори, что не дюж!
Причинно-следственные связи неполадок в системе неоднократно разбирались на уровне администраций района и сельсоветов. По объяснениям регоператора и перевозчика, краеугольный камень состоит из веских факторов: износа, вынужденного простоя на ремонте и в принципе нехватки техники, бОльших, чем ожидалось, кубометрах мусора, дефицита людских ресурсов и средств, в том числе из-за неоплаченных потребителями счетов, недобросовестности некоторых жителей, захламляющих контейнеры и площадки не относящимся к ТКО мусором (битым кирпичом, отходами от ремонта и строительства зданий и помещений) или выкидывающих наполненные пакеты мимо контейнера, что усиливает беспорядок и отнимает время у водителя при погрузке. А ещё - "ловкости" некоторых граждан, скрывающих, чтобы не платить по факту, реальные объёмы ТКО путём самостоятельного вывоза на свалку, которая непропорционально прирастает "левым мусором"...
Проблематика требовала более серьёзного рассмотрения. Наболевший вопрос о некачественной реализации мероприятий по обращению с ТКО глава района Александр Колесников вынес на совещание, которое состоялось с присутствием первого заместителя министра природных ресурсов Сергея Молина, руководителя ГБУ "Экология" Василия Офицерова, его заместителя Дмитрия Павличенко, директора "ЖЭУ" Ирины Соболевой и начальника "Аварийно-диспетчерской службы" Григория Попова.
"Как и любое начинание, это тоже давалось непросто, - открывая заседание, обратился к собравшимся Александр Семёнович. - Была проведена огромная организационная и аналитическая работа, региональное правительство выделило муниципалитетам субсидии на приобретение контейнеров, обустройство площадок… Каждый сельсовет, учтя пожелания граждан и просчитав потребности в контейнерах, установил их в достаточном количестве. И спустя время мы увидели насколько чище стали наши территории, ведь люди поняли, что закон в принципе хороший. Но сейчас, к сожалению, картина не радует. Хотя стоит заметить, что на фоне ситуации, которая сложилась в области, на нашей территории ещё не всё так плохо. Конечно, это не оправдывает и не сглаживает проблему. Её необходимо решать грамотно и оперативно, всем вместе".
В результате дискуссии участники совещания пришли к заключению, на что в первую очередь и короткие сроки требуется бросить силы для устранение пробелов. Так, региональному оператору рекомендовано согласовать с главами сельсоветов обновлённый график вывоза мусора и обеспечить его бесперебойное исполнение; перевозчику - ежедневно запускать мусоровоз по Константиновке, своевременно вывозить с контейнерных площадок крупногабаритный мусор, отходы, которые образуются при содержании зелёных насаждений. В этом случае хочется рассчитывать на сознательность граждан - не нужно забивать контейнеры строительным мусором, а ветки необходимо складировать измельчёнными, ведь спилы от деревьев хоть и признаны твёрдыми коммунальными отходами, плохо укладываются в мусоровоз и создают дополнительные проблемы при транспортировке.
По истечении 11 месяцев ТКО с мест временного хранения должны вывозиться в полном объёме. К слову, Константиновский сельсовет устанавливает на свалке видеокамеры для контроля за своевременным и полным вывозом на полигон и для предотвращения нелегального свалка мусора гражданами или юридическими лицами.
Также обеим ответственным компаниям - и "ЖЭУ", и "АДС" необходимо рассмотреть вариант приобретения новой техники и полностью укомплектовать штат; изучить вопрос утилизации отходов из автомастерских, шиномонтажей, сельхозпредприятий и судебную практику по работе с неплательщиками - жители Константиновского района недоплатили региональному оператору около трёх миллионов рублей! В связи с чем решено представить главе района информацию по задолженности с пофамильным списком должников.
Решения, записанные в протоколе совещания, поставлены на жёсткий контроль главы района – через 10 дней он потребовал отчитаться о позитивных изменениях.