На этой войне, которая длилась всего 25 дней, Советский Союз потерял более 12 тысяч воинов, более 20 тысяч были ранены. Войска противника уничтожили 62 самолёта, 232 миномёта и дальнобойных орудий, а также 78 танков. И одна подводная лодка. Именно эта лодка, "Л-19", 2-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Краснознамённого Тихоокеанского флота стала последним пристанищем нашего 22-летнего земляка, курсанта третьего курса факультета вахтенных офицеров Тихоокеанского Высшего Военно - Морского училища, старшины 2 статьи Михаила Фёдоровича Крапивко.
Михаил родился 11 января 1923 года в Константиновке. В 1942 году поступил в Военно -
Морское училище в городе Владивостоке.
В августе 1945 года в составе группы курсантов училища проходил учебную практику на подводной лодке "Л-19" первой бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. Когда советское правительство объявило о вступлении Советского Союза в войну с Японией, 19 августа подводной лодке "Л-19" под командованием капитана 3 ранга Кононенко Анатолия Степановича было приказано выйти из бухты Улисс (Владивосток) для следования в район порта Румой (порт Японии на западном побережье острова Хоккайдо) с задачами:
- 23 августа 1945 года до 21 часа - разведка северных подходов к порту Румой. Атака боевых кораблей в этом районе.
- 23 августа 1945 года с 21 часа - уничтожение кораблей противника и донесение об их появлении на позиции "А".
19 августа подводная лодка "Л-19" вышла из базы для следования на позицию у порта Румой, 21 августа заняла её. 22 августа от подводной лодки было получено донесение о том, что в южной части района её пребывания мин не обнаружено, что дозорных кораблей там нет и командиром бригады было дано распоряжение об уходе из района.
Радиодонесение командира боевой подводной лодки гласило: "Перейти залив Анива (залив, расположенный на стыке двух морей - Охотского и Японского), действовать на подходах к порту Отомари с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин".
В очередном донесении командир "Л-19" сообщил, что "…потопил вражеский транспорт, второй - повредил, возвратился в порт Румой. Дозоров нет, обследовал весь район - мин нет".
По уточнённым данным разведки, один японский транспорт "Тайтё - Мару", атакованный "Л-19", затонул, второй - канонерская лодка "Шинкё - Мару" №2 - была тяжело повреждена и выброшена на берег. После того, как на подводную лодку было передано приказание, запрещающее топить корабли, Кононенко запросил, как ему понимать свою задачу? Командир бригады ответил: "Находиться в Анива, ваша задача - разведка. Получение подтвердить". Получение было подтверждено.
23 августа в 15 часов 22 минуты от командира было получено донесение следующего содержания: "10 часов 22 минуты. Атакован противником. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00". Это было последнее донесение "Л-19". В дальнейшем подводная лодка запрашивалась всеми видами связи, но ответа не было. И на базу из боевого похода не возвратилась…
Вероятными причинами гибели подводной лодки считаются подрыв на японских минных заграждениях при форсировании пролива Лаперуза, гибель в результате атаки неустановленной подводной лодкой или столкновение в тумане с японским судном. На подводной лодке погиб весь экипаж - 64 человека, в том числе курсант ТОВВМУ старшина 2 статьи Крапивко Михаил Фёдорович. Весь экипаж подводной лодки "Л-19" посмертно награждён орденами Отечественной войны I и II степеней.
Был награждён и наш земляк. Из наградного листа: "Курсант ТОВВМУ старшина 2 статьи Крапивко М.Ф. - высоко дисциплинированный курсант, сообразителен и находчив. Обладал хорошими организаторскими способностями. Принимал участие в общественной работе. Морально устойчив. Политически развит хорошо. Среди товарищей пользуется авторитетом. В период войны с Японией участвовал в боевом походе на подводной лодке "Л-19", имевшей боевой успех. Погиб… Достоин награждения орденом Отечественной войны II степени (посмертно)".
Во Владивостоке, в бухте Улисс, стоит памятник героическому экипажу. Мемориал этот соорудили по инициативе ветеранов-подводников в 1960 году. Позднее рядом с обелиском установили ограждение боевой рубки субмарины "Л-24". Памятник приобрёл черты подводной лодки. Ежегодно в день гибели "Л-19" у него собираются моряки и, преклонив колена, отдают воинские почести. Курсанты принимают тут присягу. Памятник называют "вечным кораблем". В течение нескольких лет морской поисково-исследовательский центр Тихоокеанского флота проводит поисковые экспедиции с целью установления места и причин гибели "Л-19". Экспедицию курирует Краснознамённый Тихо-
океанский флот, а ведущую роль в её организации сыграл капитан научно-поисковой яхты "Искра", бывший подводник и известный исследователь тайн океана Владимир Карташов.
Одним из организаторов и руководителей этой военно-патриотической экспедиции является капитан дальнего плавания и водолаз Борис Постовалов. В 2007 году в 20 милях западнее мыса Крильон в южной части острова Сахалин на глубине около 100 метров экспедицией найден подводный объект - предположительно подводная лодка "Л-19".
"Л-19" была последней подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей во второй Мировой войне.