Не зря Байкало-Амурскую магистраль называют "стройкой века", ведь её 50 лет назад начали прокладывать энтузиасты нашей страны и союзных государств. Сегодня БАМ – это железнодорожная линия общей протяженностью почти 4,3 тысячи километров, соединяющая Дальний Восток и Восточную Сибирь. Благодаря этой дороге отечественные предприятия поставляют свою продукцию не только на внутренний рынок, но и экспортируют товары через порты Дальнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Впервые о железной дороге, которая пересекала бы крупнейшие российские реки, огибала озеро Байкал с севера и прорезала горные хребты, чтобы достигнуть Тихого океана, заговорили в 1887 году. Но вопрос о важности строительства магистрали, параллельной Транссибу, был поднят только в 1924 году на Совете труда и обороны СССР. Во время Великой Отечественной войны реализация проекта практически прекратилась, а на отдельных участках пути и вовсе демонтировали, чтобы использовать их для прокладки Волжской рокады и других значимых направлений.
Новую страницу в строительстве дороги открыли только в 1967 году, когда вышло постановление "Об усилении изысканий БАМа". Всесоюзной ударной комсомольской стройкой БАМ объявили 23 апреля 1974 года.
Проект тогда неслучайно заслужил славу молодёжной стройки: трудовая мобилизация шла в том числе и через комсомольские организации. Прокладывать дорогу ехали молодые люди самых разных профессий в основном в возрасте до 30 лет. А первый молодёжный отряд отправился в суровую бескрайнюю тайгу 27 апреля 1974 года...
Освоение целины продолжалось несколько лет, участие в этом через два года после начала стройки принял и верхнеполтавец Эляс Миралиев. По воле судьбы двадцатилетний паренёк из Азербайджана был призван в ряды Советской Армии, попал в мостостроительный батальон железнодорожных войск, направленных тогда на строительство БАМа. В то время все силы были брошены на расчистку просек тайги под автомобильные дороги и саму железнодорожную магистраль. "Трудностей никаких я не испытывал, я с детства был приучен к тяжёлому труду, а к суровости дальневосточной природы быстро привык, затем и влюбился в бескрайние леса и горные реки", - говорит Эляс Эйюб оглы.
В августе 1977 года из Хабаровска приехал очередной отряд комсомольцев, Эляс присоединился к ним. Когда его бригаду перевели, молодой человек остался работать и жить в посёлке Сулук, который уже удалось отстроить (сейчас населённый пункт находится в составе Хабаровского края). Позже здесь открылась лесная промышленность, и Эляс устроился крановщиком на погрузку леса. За годы работы на БАМе он освоил несколько профессий – каменщик, изолировщик, трубоукладчик, столяр и другие, брался за любую работу - так привык к этому месту, не хотел уезжать. Тогда же в начале 80-х познакомился со своей первой женой Ириной, с которой прожили много лет и воспитали двоих детей – Романа и Марину. К сожалению, в 2016 году супруги не стало, затем трагически погиб и уже взрослый сын. Поддержку и опору Эляс нашёл в своих четверых внуках и второй жене Антонине, которая уже несколько лет повсюду следует за супругом...
С 1982 до 1998 годы Эляс Миралиев трудился в леспромхозе, потом до 2009 – на строительстве водоснабжающих систем. В это же время с женой купили дом в Верхней Полтавке, думали, что к пенсии осядут в небольшом тихом амурском селе, но сердце звало в таёжные дали… Так и не смог мужчина, уже пенсионер, расстаться с БАМом, тем более, сил и энергии было хоть отбавляй. И сейчас он не собирается бросать любимое дело и место, к которому прикипел всей душой: с 2020 года несколько лет работал в старательной организации, а сейчас устроился крановщиком на укладку кабеля и оборудование автоматических систем, на днях вновь уезжает в свой, ставший родным, Сулук.
Несмотря на суровые условия, молодёжь в то время вела активную жизнь: после работы юноши и девушки занимались творчеством, ходили в кинотеатры, спортзалы, хоккейные и футбольные площадки, возводимые на бывших пустырях, а ещё создавали семьи. Кроме строительства самой магистрали, осваивались и внутренние территории, благодаря чему на карте появлялись посёлки и города, основанные первопроходцами БАМа.
Сегодня с помощью нацпроекта
"Модернизация транспортной инфраструктуры", реализуемого по решению Президента Владимира Путина, магистраль продолжает развиваться в составе Восточного полигона железных дорог (куда входят БАМ и Транссиб), только на смену советскому этапу пришли современные проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры. Так, например, сейчас идёт "расширение" узких мест БАМа и Транссиба, в том числе возведение новых разъездов, станций, мостов и тоннелей. Эта работа проводится для увеличения пропускной способности всего Восточного полигона, которая в этом году уже должна достигнуть 180 миллионов тонн (10 лет назад этот показатель был равен 98 млн).
Помогает совершенствовать территорию и новое поколение студенческих отрядов, многие из которых - внуки первых героев всесоюзной стройки, продолжившие традицию бабушек и дедушек. Осталась здесь жить и работать семья дочери Эляса Миралиева, которая также вносит свой посильный вклад в развитие территории Байкало-Амурской магистрали.
Недавно, к 50-летию "великой стройки", Элясу Эйюб оглы был вручен юбилейный памятный знак. Но главные памятные события, говорит Эляс, навсегда остались в сердце, ведь работа на БАМе подарила ему не только надёжных друзей, с которыми они до сих пор встречаются, но и новые впечатления и эмоции, которые продолжают пополняться с каждым годом.