Изготовлением дымковских игрушек в начале лета занимались ребята на детской оздоровительной площадке, которая функционировала на базе ВСОШ №2. Этот опыт можно назвать экспериментальным, ведь до нынешнего года здесь с глиной не работали. Всё началось с идеи ввести в работу с детьми что-то интересное и новое, не знакомое им раньше.
"Все соприкоснулись с этим природным материалом, узнали, что такое глина, как и где её добывают", - поделилась специалист дополнительного образования Елена Викторовна Литвиненкова. Она работает в сфере декоративно-прикладного искусства уже много лет. Выпиливание из фанеры, плетение из чакана, техника папье-маше, лепка из глины – всё это для педагога привычные понятия.
Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных промыслов, возникший в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова) в XV—XVI веках.Изделия ручной работы пользуются популярностью не только в России, но и далеко за пределами страны и в наше время. Привлекает техника своей простотой и в то же время оригинальностью: поэтапная работа из глины нравится детям, развивает фантазию, вырабатывает усидчивость.
"Используя глину, легко заниматься творчеством с детьми, поскольку она держит форму. Конечно, успешность выполнения работы зависит и от правильности её приготовления. Глину мы используем местную, красную, добываем из карьера в с.Костюба, потом смешиваем с шамотной глиной. Готовится масса почти два месяца", - рассказывает Елена Викторовна.
На изготовление одной игрушки уходит около двух часов. Количество используемого материала зависит от того, какого размера и формы будет предстоящее изделие. Красная глина содержит необходимое количество песка, поэтому идеально подходит для создания игрушек, не требующих обжига. Не рекомендуется использовать белую глину, так как песка в ней намного больше, чем нужно.
Работа строится от простого к сложному. Так, сначала ребята поэтапно лепили миску, кринку, кувшин. На себе ощутили, как нелегко было нашим предкам, ведь всю посуду они делали самостоятельно, вручную, тогда гончарного круга не было. Далее дети познакомились с техникой лепки дымковских игрушек. Слепили уточку, коня, медведя и дымковскую барышню.
Кстати, способов лепки много - рельефная и ленточная, жгутовое плетение, лепка из отдельных частей. У кого-то из ребят работа ладилась сразу, другие же всё делали постепенно, доходя до самой сути. Все дети, работающие в группе, с заданием справились. "Талант выявляется в процессе, - отметила Елена Викторовна. – Его нужно раскрывать в любом возрасте. Не следует забывать и о дисциплине – как организуешь группу с самого начала занятий, так она и будет работать постоянно. От этого зависят слаженность и последующие результаты работы детей", - считает педагог.
На занятиях ребята узнали о секрете блеска посуды из глины: как оказалось, не обязательно обрабатывать готовые предметы специальными средствами, достаточно их натереть мокрой губкой. А ещё – рисовать и делать узоры на глиняных шедеврах можно чем угодно, используя только подручные материалы. К примеру, стержень от ручки, бижутерию с узорами, различные гвоздики, грубую ткань. Так предметы получаются оригинальными и имеют свою изюминку.
Помимо лепки в лагере здоровья дети занимались рисованием, используя нетрадиционные формы изобразительной деятельности. "Рисовали ватными палочками, мятой бумагой, фольгой и целлофаном, оттисками от пластиковых бутылок, овощей и фруктов, нитками, ладошками. В этой группе были ребята от 6 до 8 лет. Возможность работать свободно, не соблюдая привычные рамки, очень понравилась детям", - отметила Майра Мажитовна Мустафина, педагог с многолетним стажем в данной сфере. Рисунки природы, животных, героев различных мультфильмов, сделанные таким методом, смотрятся необычно и загадочно.
Работа под девизом "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!" прошла успешно. Результаты её понравились детям и стали причиной приятного удивления их родителей. Творческие объединения дополнительного образования, располагающиеся на базе ВСОШ №2, продолжат свою работу в сентябре.