Как и ожидалось, на объявление о проведении в редакции "Новое Заволжье" прямой линии с руководителем Пугачёвского отделения ОАО "Саратов-энерго" Б.В. Сазоновым жители отреагировали мгновенно. Вопросы посыпались задолго до дня встречи. Не смолкал телефон и в назначенное для разговора с читателями время. Так что в публикуемом сегодня отчёте все моменты, касающиеся начислений за ОДН, осветить мы не смогли. К самым острым впоследствии ещё вернёмся. А сейчас предлагаем вашему вниманию ответы по основным позициям волнующей население темы.
А.И. Давыдов: Я являюсь собственником жилья на ул. Кутякова. Там никто не живёт и не прописан. В течение двух лет потребления электроэнергии по квартире не было. Но за 2013 и два месяца 2014-го выставлен счёт за электроэнергию по ОДН на сумму около трёх тысяч. Правомерно ли это?
Б.В. Сазонов: В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса, ст. 39 Жилищного кодекса РФ потребитель несёт бремя содержания принадлежащего ему в долевой части общедомового имущества и обязан оплачивать коммунальные услуги, в том числе и по общедомовым нуждам, с момента вступления в права собственности. Неиспользование помещения не является основанием для невнесения платы. Так что всё законно.
А.И. Давыдов: Ну, хорошо, я заплачу. А где гарантия, что на следующий месяц не придёт такой же счёт? В платёжках указываются нереальные суммы потребления за ОДН. Но никто не хочет искать причины, выявлять тех, кто ворует электроэнергию. Почему вы этим не занимаетесь?
Б.В. Сазонов: Понимаю, крик души. Но функции поставщика (т.е. "Саратов-энерго) – поставить электроэнергию надлежащего качества в необходимом объёме до общедомовых приборов учёта. Обязанность по содержанию внутридомовых сетей возложена на собственников помещений в многоквартирном доме или компаний, с которыми заключён соответствующий договор. Это закон, в соответствии с которым нас освободили от функций по выявлению неплательщиков, снятию показаний с приборов учёта, проверке электропроводки. У нас и штат потому соответствующий. Хотя, конечно, в случае обращения граждан такие мероприятия проводим.
Но у вашего дома есть и управляющая компания. Посмотрите договор. Если в нём прописано, что в её обязанности входит обслуживание электросетей и иное, связанное с учётом электроэнергии, требуйте с коммунальщиков. Если – нет, то вы должны по-другому организоваться. Провести общее собрание, принять решение о заключении договора со специализированной организацией.
Александра Николаевна: Я прописана на ул. Ермощенко, но там почти не живу. В основном всё время нахожусь в пос. Тургеневском. Но за городское жильё плачу аккуратно – по своему счётчику и за 10 квт/ч за лампочку в подъезде. В извещениях по ОДН цифра намного выше.
Б.В. Сазонов: Конкретно по вашему дому сейчас проходит проверка начислений. Но чем дальше, тем больше приходим к выводу, что всё правильно. Теперь о том, почему могут быть такие большие цифры. По закону жильцы сами должны предоставлять показания индивидуальных приборов учёта с 23 по 25 число каждого месяца. Возможно, кто-то сообщает недостоверные, заниженные данные. Вероятен и такой вариант, что некоторые вообще не передают никаких сведений. Тогда начисления им делают по замещающей информации. Нет сведений в течение полугода – в расчёт берётся среднемесячное потребление, а дальше – норматив. Всё перечисленное, естественно, отражается и при определении расхода потребления электроэнергии на ОДН. Чтобы этого не происходило, жильцам лучше самим взяться за дело. У нас в городе есть многоэтажки, где в месяц на ОДН расходуется по 2-3 квт/ч. Например, на ул. Кутякова, 68. Там поначалу тоже были большие начисления, а потом люди организовались. И у них пошли минусовые показатели, потом – минимальные. Знаете, как действуют в домах, где малый расход за ОДН? Там выбирают ответственных, которые 23-25 числа обходят все квартиры, записывают показания в специальную таблицу и направляют по электронной почте в нашу организацию. Некоторые просто по телефону зачитывают информацию. Но, конечно, это даёт положительный результат, если нет безучётного потребления энергии, потерь в сетях.
Нина Григорьевна, Ревпроспект, 212/218: Что это за ОДН? Почему я должна за это деньги отдавать, если по своему счётчику плачу исправно?
Б.В. Сазонов: По своему прибору учёта вы платите за электроэнергию, израсходованную в квартире. А ОДН – это электроэнергия, потреблённая на освещение лестничных площадок, подвалов, входов в подъезды. Сюда же входят технологические потери во внутридомовых сетях.
Нина Григорьевна: В извещении указан долг 2 тысячи 300 рублей. Ещё и пеня какая-то!
Б.В. Сазонов: А как Вы хотели? Электроэнергию в ваш дом поставляли в необходимом объёме. А Вы за ОДН всё это время ни копейки не платили. Вот сумма и набежала. Что касается пени, то её начали начислять на основании Жилищного кодекса.
Евгений Петрович, ул. Октябрьская: Как в принципе рассчитывается объём ОДН?
Б.В. Сазонов: В каждом многоквартирном доме в нашем районе установлен общедомовой прибор учёта. Раз в месяц с него снимаются показания. Из этой цифры вычитается сумма показаний со всех индивидуальных счётчиков. Поэтому очень важно, чтобы сведения по квартирам поступали достоверные и в установленные сроки. Эта разница делится на площадь всех жилых помещений в доме. Затем её надо умножить на площадь конкретной квартиры. Это и будет объём по ОДН, за который нужно заплатить по действующему тарифу. Такая методика утверждена Постановлением Правительства РФ №354. Не мы, не наше ведомство её придумало. Но мы должны действовать в точном соответствии с ней.
А.Е. Жданова, ул. Кутякова: Можно ли установить не общедомовой счётчик, а на каждый подъезд в отдельности?
Б.В. Сазонов: Законом предусмотрены два счётчика – внутриквартирный и общедомовой. Показания с подъездных приборов учёта, если даже таковые есть, в расчёт не берутся. Вы можете на них ориентироваться, если хотите узнать, где наибольший расход электроэнергии. Но на начислениях это никак не отразится.
А.Е. Жданова: Обязательно ли переносить индивидуальные счётчики в подъезд?
Б.В. Сазонов: Если проектом дома предусмотрена их установка на лестничных площадках в щитках, то надо. Если нет, то можно оставить всё как есть. В то же время хочу подчеркнуть, что размещение приборов учёта в подъезде позволяет снять множество проблем. Во-первых, показания доступны старшему по дому. Известно ведь, что есть жильцы, которые к себе никого не пускают. Во-вторых, легче обнаружить тех, кто прибегает к разного рода ухищрениям, чтобы искусственно занизить реальный объём потребления. Но, чтобы перенести внутриквартирные приборы учёта в щиток в подъезде, необходимо решение собрания жильцов.
Вера Владимировна, микрорайон "Семь ветров", д. 5: В квартире экономим электро- энергию. Потому и "набегает" немного. Почему же за общедомовые нужды такие большие начисления – по 360-370 рублей?
Б.В. Сазонов: Судя по всему, по вашему дому явно есть какие-то нарушения. Найти причины может управляющая компания. Должен сказать, что сейчас проверяются начисления по вашей многоэтажке. И всё сводится к тому, что со стороны "Саратовэнерго" ошибок не допущено. Да, суммы к уплате выше, чем того бы хотелось гражданам, но это не наша вина. Сегодня мы начали применять к должникам меры, предусмотренные законодательством. Разослано порядка 20 уведомлений об ограничении энергопотребления потребителей, чей долг достиг четырёх тысяч рублей. После вторичного извещения, соблюдения процедурных формальностей придётся отключать тех, кто не сделал правильные выводы. Кстати, после письменных предупреждений многие поспешили рассчитаться. Но повторюсь, пока не будет наведён порядок в энергохозяйстве, в предоставлении показаний, начисления будут большими.
Виктор Иванович, пос. Заволжский: Почему нарушается постановление о нормативах на общедомовое потребление?
Б.В. Сазонов: Применение нормативов допускается там, где неисправны общедомовые приборы учёта. А ещё – если они отсутствуют, но на территории района нет таких домов.
Виктор Иванович: Прочитал, что, если объём по ОДН значительно превышает норматив, то управляющая компания должна возместить разницу.
Б.В. Сазонов: Это действительно так, но только в случае, если с ресурсоснабжающей организацией договор заключили управляющие компании. Но ни одна компания не пошла на это. Есть только прямые договоры с потребителями.
Светлана Ивановна, ул. Ермощенко: Но у меня нет договора, касающегося ОДН.
Б.В. Сазонов: В соответствии с Гражданским кодексом договор считается заключённым сразу после того, как прошла первая оплата.
Разговор записала В. Севрюкова. Фото В. Матвеевой