Наступление нового учебного года – это как наступление нового календарного, когда охватывают чувства волнения и ожидания чего-то интересного и радостного. Думаю, одинаково эмоционально к этому событию относятся и дети, и взрослые, потому что новый учебный год – это очередная ступенька в жизни каждого школьника, в жизни педколлектива - всех, кто связан с образовательным процессом.
О том, с чем образование района вошло в новый учебный год, как изменилась организация работы учреждений в связи с вирусной инфекцией, мы беседуем с начальником отдела образования администрации района Алвеком Утишевичем Жаналиевым.
- В систему образования района входит 31 образовательное учреждение, где 269 педагогов обучают 1941 ребенка. Все образовательные организации района были признаны готовыми к новому учебному году.
Наступивший учебный год имеет особенности в связи с эпидемиологической ситуацией по распространению коронавирусной инфекции. В соответствии с санитарными правилами, которые устанавливают требования к особому режиму работы, в образовательных организациях должны соблюдаться основные санитарно-противоэпидемические мероприятия: проведение генеральной уборки перед открытием; организация ежедневных "утренних фильтров" при входе в здание с обязательной термометрией по выявлению и недопущению лиц с признаками респираторных заболеваний; использование всех входов в здание (по возможности) и недопущение скопления обучающихся; усиление дезинфекционного режима - проведение уборок с использованием дезинфекционных средств, наличие антисептических средств для обработки рук, использование приборов для обеззараживания воздуха; создание условий для соблюдения правил личной гигиены - наличие мыла и одноразовых полотенец или электрополотенец, туалетной бумаги; использование средств индивидуальной защиты - масок и перчаток - персоналом пищеблоков; организация учебного процесса по специально разработанному расписанию уроков, графику посещения столовой с целью минимизации контактов обучающихся.
- Алвек Утишевич, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции может ли опять вернуться дистанционное обучение?
- Пока такой вероятности нет. Однако все зависит от эпидемиологической ситуации.
Опыт дистанционной работы образовательных организаций в период самоизоляции привел к востребованности информационных технологий и необходимости совершенствования знаний в данном направлении.
Реализация образовательных программ в сетевой форме и расширение возможностей детей в освоении программ общего образования невозможны без формирования единого цифрового пространства и развития дистанционных форм обучения.
В рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" были выделены 30 смартфонов для учащихся из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Кроме того, проект позволил обновить скорости доступа к сети Интернет в ряде школ района – в Святославке, Криуше, Ольшанке, Еловатке.
- При подготовке к учебному году были проведены какие-либо значимые мероприятия по совершенствованию материально-технической базы школ района?
- В рамках участия в проекте по созданию в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом и в соответствии с утверждённой муниципальной программой "Капитальный ремонт спортивного зала в с. Полтавка в 2020 году" реализованы мероприятия по ремонту спортзала на общую сумму 1330 тыс. руб.
По нацпроекту "Образование" в СОШ №2 им. В.Д. Ревякина приобретено оборудование на сумму 1117 тыс. руб. и проведен ремонт двух помещений на сумму 483 тыс. руб. с целью открытия Центра цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
К новому учебному году проведён ремонт крыш детского сада "Золотой ключик" р.п. Самойловки и Ольшанской школы.
С целью создания условий для занятий физической культурой и спортом запланирован ремонт спортивного зала в школе п. Садового.
В рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в школах с. Красавки, с. Каменки, п. Садового запланировано приобретение оборудования и проведение ремонта двух помещений в каждой с целью открытия Центров "Точка роста". Для 14 общеобразовательных учреждений запланировано приобретение оборудования с целью обновления материально-технической базы и открытия Центров образовательной среды.
В рамках национального проекта "Образование" выполнен капремонт СОШ №1, приобретено оборудование, а теперь ведется строительство закрытого бассейна.
- В настоящее время изменились требования к качеству образования школьников. Не повлияло ли на качество знаний дистанционное обучение?
- Главная задача – спокойно и тщательно проанализировать итоги выпускных экзаменов в разрезе каждой школы, скорректировать образовательный процесс для освоения образовательного стандарта и получения аттестата о среднем общем образовании каждым выпускником.
Сформированная единая система оценки качества образования позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы по освоению предметов, а также позволяет родителям получать информацию о качестве знаний детей.
Самыми массовыми из всех оценочных процедур являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). В этом году они пройдут в сентябре-октябре. ВПР проводят школы самостоятельно, что дает им возможность осуществлять самодиагностику, выявлять проблемы в знаниях учащихся для проведения последующей методической работы.
- Алвек Утишевич, школа – это стартовая дорожка детей в будущую жизнь, поэтому важно помочь ребенку самоопределиться.
- Помочь подросткам в профессиональном самоопределении и вовлечь их в процесс поиска своего дела призваны все педагоги. Мы должны помнить, что сегодняшние школьники – это завтрашние инженеры, учителя, руководители, исследователи. И от того, какой они сделают выбор, являясь учениками, зависит будущее государства, в котором мы живем.
В прошедшем учебном году проведены семь открытых уроков в режиме Интернет-трансляции на портале "ПроеКТОриЯ", принято участие в конкурсе "Найди себя в профессии", в конкурсе "АгроНТИ-2020". Считаю необходимым активно использовать в профориентационной работе предоставленную возможность.
В настоящее время в соответствии с федеральным проектом "Современная школа" национального проекта "Образование" проведена работа по обновлению материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических навыков, в том числе по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".
- В систему образования входят и учреждения дополнительного образования.
- "Детям – качественное дополнительное образование", - таков лозунг сегодняшнего дня. Одним из изменений системы дополнительного образования является переход к новым принципам управления, заложенным в федеральном проекте "Успех каждого ребенка". К 1 сентября выдан 781 сертификат дополнительного образования, охват детей на сегодняшний день составляет 36 процентов.
Персонифицированное дополнительное образование – это система, предусматривающая закрепление обязательств государства по оплате того образования, в котором прежде всего заинтересован ребёнок.
Действенным механизмом служит включение школьников в инициативы – Российское движение школьников, Юнармия. Формирование воспитательного пространства в школе, в которое не формально, а на деле включены ребята, дает свои положительные результаты. Таким примером воспитывающей среды могут служить отряды ЮДП, созданные в СОШ №1 и СОШ №2.
Активизировалось волонтерское движение – действуют 15 отрядов с общей численностью 224 человека.
Уважаемые педагоги! С началом нового учебного года у вас началась трудная, но очень увлекательная дорога. Каких бы высот ни достигал человек, путь к ним начинается 1 сентября. Крепкого всем здоровья и благополучия. Пусть начавшийся учебный год будет интересным и плодотворным, принесёт радость открытий и новых достижений!