Деревня одна, а жизнь разная
- Теперь красота, а то ведь до последнего времени в центр деревни, где находится магазин, мы ходили не по улице, а по задам, -рассказал ветеран. - Здесь в распутицу даже в сапогах можно было по колено в грязи увязнуть. Проезд испортили ещё в колхозные времена, когда тут ползала большегрузная техника, гусеничные трактора. В результате уже ни "пожарка", ни "Скорая" не могли к нам проехать. Пытались мостить дорогу своими силами, но всё без толку.
Избавиться от грязи конганурцам так и не удалось до 2021 года. Но парадокс заключается в том, что Конганур - это одна длинная улица с полусотней жилых дворов. В левую часть деревни, где в свое время находился колхозный офис, дорога пришла уже давно - ещё в прошлом веке. Так и жили: одни ходили и ездили по асфальту, другие в дождь или в распутицу автомобили оставляли на "пятачке" в центре селения, потому что добраться до своих домов на колёсах не было никакой возможности.
Попытка не пытка
Когда в Марий Эл появилась программа поддержки местных инициатив, люди увидели в этом свой шанс.
- Как только меня избрали на эту должность, - вспоминает глава администрации Тумьюмучашского поселения Алина Тобекова, - конганурцы пошли ко мне один за другим. И вот в прошлом году мы впервые решили поучаствовать в программе: создали инициативную группу, подготовили проект, нашли спонсоров в лице нашего депутата Государственного Собрания РМЭ Сергея Белоусова, фермера Андрея Горохова.
Стало
Теперь все дома в Конгануре в зоне транспортной доступности. Но тогда проект не смог пробиться в программу - чуть-чуть баллов не хватило. Сделав выводы, люди отнеслись к делу ещё основательнее и нынче конганурская "Дорога в жизнь" оказалась в числе победителей с соответствующим финансированием из республиканского бюджета.
Дорога вместо пуж
Хлопот хватило как главе администрации, которая сама занималась подготовкой проекта, так и инициативной группе, ею руководит местный библиотекарь Светлана Иванова, в числе активистов два Андрея: Горохов и Сабанцев, Дмитрий Целищев, Александр Полушин. 100 тысяч рублей выделил бюджет сельского поселения, порядка 70 тысяч собрали жители - эти средства ушли на оплату экспертизы. Общая же цена вопроса составила порядка 1140 тысяч рублей.
И вот на днях проезд был построен, на месте огромных ям, которые в период дождей превращались в настоящие озёра, лежит ровная лента щебёнки протяженностью 380 метров - её ещё не успели затаскать грязью. Люди уже ходят тут, ездят и все очень довольны. Идём вместе с председателем инициативной группы Светланой Ивановой и сюрприз - дорога заканчивается, а деревня нет. Оказывается, собранных денег не хватило довести проезд до околицы, а как раз там, на конце улицы живут активисты конганурского дорожного ренессанса.
Железобетонный финиш
Впрочем решение найдено и более того - дорога подрастёт до нужных размеров как раз сегодня, правда, уже в железобетонном исполнении. Район выделил Тумьюмучашскому поселению дорожные плиты, которые участка трассы Одобеляк - Куженер - Параньга. В деревне, где нагрузка совсем невелика, они ещё долго прослужат людям. Вскоре действительно один за другим появились гружёные КАМАЗЫ, и к концу дня дело было сделано. Бездорожных дворов в Конгануре не осталось. Впрочем, говорит глава администрации Алина Тобекова, работа продолжается - необходимо сделать водоотвод, посеять газонтраву на откосах, чтобы их не размывало, и ещё в рамках проекта конганурцы собираются установить рядом с библиотекой - единственным здешним объектом соцкультбыта - стенд с биографиями самых известных своих земляков.
P.S. А совсем скоро их ждёт ещё один приятный бонус - за счёт дотаций республиканского дорожного фонда заасфальтируют донельзя разбитый въезд в деревню. Так что добраться сюда можно будет с ветерком.