Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Куженерского района Республики Марий-Эл

425550, Россия, Республика Марий Эл, Куженерский р-н, пгт Куженер, Ст.Лебедева 20а
телефон: +7 (83637) 9-15-83
e-mail: zkuzhener@gmail.com

Увековечили память

И одна из них экипажем крейсерной подводной лодки "К-3", на которой в годы Великой Отечественной войны служил уроженец села Русские Шои Василий Игнатьевич Киселёв.

"К-3" готовится к войне

Субмарина заложена 27 декабря 1936 года под стапельным номером 453 на заводе №194 в Ленинграде и 31 июля 1938 года спущена на воду. 27 ноября 1940 года "К-3" под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Николаевича Корсака вступила в строй и 19 декабря 1940 года вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. Перед постановкой в транспортный док с подводки был выгружен ряд приборов и механизмов, но начало войны заставило спешно вводить корабль в строй.

26 июля "К-3" вышла из Таллина в Триги, откуда на следующий день отправилась в район западнее от острова Борнхольм с задачей разведки и постановки мин. Первого августа на линии Треллеборг-Засниц подводная лодка произвела минную постановку, однако по прибытию в Таллин выяснилось, что мины из-за неисправности минно-сбрасывающего устройства выставлены не были. (По другим данным, то, что люки минного устройства не открываются, экипаж субмарины узнал ещё в ходе минной постановки).

Уже при возвращении ночью 6 августа "К-3" чуть не стала жертвой атаки немецкой подлодки "U-142". К счастью, единственная торпеда, выпущенная "челноком", не попала в цель. Прибыв в Таллин, крейсер перешёл в Кронштадт, где "К-3" стали экстренно готовить для перевода по Беломоро-Балтийскому каналу на Северный флот. Уже 21 августа подводная лодка начала переход вверх по Неве, и 9 сентября прибыла в Беломорск. ( К этому времени немцы вышли к берегам Невы, замкнув блокаду Ленинграда). Во второй половине сентября "К-3" прошла на заводе в Молотовске (Северодвинске) восстановительный ремонт. Октябрь ушёл на завершение курса боевой подготовки, в ходе которого субмарина 27 октября без особых для себя последствий села на мель в Белое море. 9 ноября подводная лодка прибыла в Полярное, откуда начала выходы на коммуникации противника.

Самый результативный бой

Первое же патрулирование "К-3" на Севере было ознаменовано громким успехом. Крейсер под командованием капитан-лейтенанта Кузьмы Ивановича Малафеева провела самый результативный артиллерийский бой в истории советского подводного флота. В пролив Бустансунд (между полуостровом Порсангер и островом Рейнё) скрытно проникла подводная лодка "К-3". Вскоре командованием субмарины был обнаружен конвой, направлявшийся в Гаммерфест. Он состоял из транспорта "Альткирх" и трёх кораблей ПЛО.

На перископной глубине с дистанции 17 каб командир подводной лодки произвёл четырёхторпедный залп с временным интервалом 9 секунд из носовых торпедных аппаратов. Подводники слышали 2 глухих взрыва – предположительно был повреждён транспорт. Однако противник обнаружил подлодку и начал ожесточённое бомбометание. Боевая машина, погружаясь на 60-ти метровую глубину, неожиданно ударилась о подводную скалу, хотя, судя по навигационной карте, глубина в этих координатах должна была быть не менее 115 м.

Мощными взрывами глубинных бомб подводный крейсер резко подбросило вверх, а затем швырнуло на дно. От разрывов и нескольких ударов о скалистый грунт потекли междубортные цистерны. Соляр, поднимаясь на поверхность, демаскировал подводную лодку. Тогда находившийся на борту командир дивизиона ПЛ капитан 2 ранга М.И. Гаджиев принял решение всплыть и навязать противнику артиллерийский бой. Как только продули главный балласт и "К-3" показалась на поверхности, Гаджиев и командир Малафеев стремительно поднялись в ограждение рубки. Когда подлодка дала полный ход, неожиданно отказал правый дизельный двигатель – возможно в топливо попала забортная вода. Один из кораблей противника открыл огонь из орудия и двух скорострельных автоматов. Но и наши подводники, быстро открыв артиллерийский огонь, добились прямого попадания. Сначала скрылся под водой объятый пламенем и чёрным дымом корабль ПЛО "UJ-1708" ("Фёрер"), а за ним и другой корабль "UJ-1403" ("Мекленбург"), получивший серьёзные повреждения. Уцелевший корабль "UJ-1416", обратился в бегство. В течение 265 минут подводниками было израсходовано 42 снаряда калибра 100 мм и столько же снарядов калибра 45-мм. Так "К-3" принесла советским подводникам первую победу в артиллерийской дуэли с немецкими кораблями ПЛО.

Моторист Киселёв

На этом историческом сражении наш земляк Василий Киселёв принимал непосредственное участие, на крейсерной подводной лодке "К-3" Василий Игнатьевич служил мотористом. Согласно "Корабельному уставу ВМФ" моторист (машинист, "двигателист", "маслопуп", "трюмный") – это моряк из электромеханической боевой части подводной лодки. Иными словами, на мотористах все трюмы, насосы и двигатели. В обязанности моториста входило максимально быстро среагировать на внезапно возникшую проблему для её скорейшего разрешения. Василий Игнатьевич награждён медалью "За отвагу".

В статье Ивана Малинина "Братья Киселёвы", опубликованной в "Заре" от 8 мая 1990 года в №56 (6478) Александр – брат Василия – сообщает, что ещё мальчишкой Василий любил копаться в технике. Когда прибыл первый трактор в колхоз "Новый Урал" он был среди тех, кто катался на нём.

Война застала Василия в Ленинградском полковом училище и забросила к суровым берегам Баренцева моря. 1920 года рождения Василий Игнатьевич Киселёв в 1938 году после окончания Русскошойской средней школы выехал в Коми, затем – в Мурманск. В 1939 году был призван Мурманским РВК на военно-морскую службу Северного флота РК ВМФ.

Погиб при ведении боевых действий

Личный состав подводных лодок северного флота, где служил мотористом Василий Киселёв, участвовал в восьми военных походах, потопив неотразимыми торпедными залпами три транспортных и огнём артиллерии два военных корабля противника.

Четырнадцатого марта 1943 года лодка вышла в свой девятый боевой поход, в котором погибла вместе со всем экипажем. Двадцать первого марта была атакована немецкими сторожевиками, сбросившими более ста глубинных бомб и наблюдавших следы гибели подлодки – масляное пятно, пузыри воздуха, деревянные обломки. На её борту было 68 моряков. В списке потерь личного состава "К-3" значится и имя краснофлотца Киселёва. Так подлодка стала могилой для Василия.

Много славных дел совершено подводниками-североморцами, наносившим удары по вражеским транспортным средствам, перевозившим стратегические грузы из Норвегии в фашистскую Германию по Баренцеву морю. Вечная память подводникам, погибшим при исполнении служебного долга перед Родиной. Прожив недолгую жизнь, Василий Игнатьевич Киселёв оставил заметный след в истории военно-морского флота. Родственники Василия Киселёва живут в Куженерском районе и гордятся им, своим героем Великой Отечественной войны!

Автор: Людмила ГЕРАСИМОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 627

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика