Не изменяя малой родине
Александр Вениаминович коренной чашкаялец. Окончив Токтайбелякскую школу, он поступил в строительный техникум. Далее некоторое время работал в селе Салтакъял, построил несколько объектов: животноводческий комплекс, жилые квартиры. После в ДРСУ 12 лет был оператором асфальтного завода. Пять лет трудился лесником, восстанавливая здоровье, утраченное на предыдущем месте работы. В 1986 году его пригласили работать в родной колхоз им.Свердлова, где трудился в качестве тракториста, завхоза, начальника свинофермы.
Ещё в юношестве Александр Мокеев встретил свою судьбу в лице Галины Александровны. И не сомневаясь в своём выборе, взял в жёны молодую красавицу из Кадама уже в двадцатилетнем возрасте. Но при этом, успевал помогать и своим сестрёнкам. Супруги Мокеевы вырастили и воспитали троих детей – двое сыновей и дочка. Сейчас у них уже свои семьи и они живут отдельно от родителей. А в марте следующего года Мокеевы отметят 45-летний юбилей совместной жизни.
Проживают наши герои в доме бабушки главы семейства, которая и научила юного Сашу молиться в священной роще.
Знаки судьбы
- В своё время за нашей деревней Кирилл Мокеев открыл рощу, в которой молились наши предки. Помню, бабушка моя Агафья Даниловна постоянно ходила на моления и водила меня с собой. А в сорокапятилетнем возрасте у меня случился первый инсульт, после чего я увидел сон, где трое мужчин в белом одеянии сказали, что нужно молиться. И душа сама стала тянуть в рощу, - рассказывает Александр Вениаминович.
Так они с населением собрались, посовещались и решили восстановить священное место народа. Всё подготовили и в 2010 году на праздник "Агавайрем" впервые вышли на моления после долгого перерыва. Первый "Агавайрем", по словам нашего героя, помог провести опытный карт Альберт Рукавишников. И в этом же году попали в один из кадров нашумевшего фильма о марийских девушках. Александр Вениаминович был расстроен, увидев такую откровенную ложь про народ мари, режиссёром которого был человек совсем иной национальности, до конца не изучив быт и культуру нашего народа, он оскорбил их своим невежеством. С тех пор к операторам и режиссёрам мой собеседник относится с недоверием.
С 2014 года, набравшись опыта, Александр Мокеев стал проводить моления один. Спрашивая моего героя, в чём особенность традиционной веры марийцев, он отвечает: "Она учит чистоте, трудолюбию, красоте. Ведь нет прекрасней женщины мари". Жаль только, что язык пропадает. "Выходя в деревне на улицу среди детей слышна, в основном русская речь", - говорит мой собеседник. Сам Александр Вениаминович внуков старается приучить разговаривать на родном языке, когда они приезжают к дедушке с бабушкой в гости.
Поклонение богам
Для Александра Мокеева, главного карта в районе, год выдался не совсем удачным. По причине здоровья он не успел осуществить все планы, которые наметил. Но, тем не менее, не забывал молиться богам дома.
Следующий ближайший праздник народ мари отметит 21 ноября – "Шыже пазар". В этот день молятся и говорят спасибо богам за урожай, который принёс этот год. Карты района не остались также в стороне, когда на весь мир обрушилась коронавирусная инфекция, два раза выходили молиться в рощи, для того, чтобы эпидемия в республике прошла в более лёгкой форме. Обязательно в каждые моления марийцы поклоняются богине воды ("Вудава"), потому что без неё мы долго не проживём. А питьевых источников с каждым годом становится всё меньше.
Александр Мокеев говорит, что двум общинам, функционирующим в районе, было бы здорово объединится и начать работать сообща. По словам главного карта, жить нужно дружно, как одна большая семья, ведь делить им друг с другом нечего. Если карты объединятся, то и моления будут проходить эффективнее, ведь каждый из них может поделиться своим опытом и жизненной историей.