Очень мило слушать детскую речь малыша, когда половины звуков ещё нет, но ты уже понимаешь. А что делать, если эти звуки так и не появляются после пяти лет? Кто-то скажет, ещё всё впереди. Но логопеды уверенны, что необходима коррекция.
Валентина Лежнина уже порядка тридцати лет помогает детям ставить звуки, которые они не произносят. Родилась наша героиня в посёлке Куженер, после окончания школы поступила в Мордовский педагогический институт в городе Саранске. Ведь тогда на дефектологов учили только в больших городах России. Эта профессия привлекла ещё в школе. "Она немного медицинская, немного педагогическая. Специалистов таких было очень мало, поэтому стало интересно, что это такое", - делиться воспоминаниями Валентина Николаевна.
По окончанию института Валентина Лежнина приехала работать в Куженерскую школу, это было в 1991 году. "По началу было сложно, материалов мало, интернета, как сейчас под рукой, не имелось. Спасло то, что в республике всё же были специалисты в этой области, которые и делились своим опытом и знаниями", – рассказывает моя собеседница. По словам логопеда, в школе они упор больше делали на коррекцию письменной речи, но приходилось, конечно, ставить и звуки. Отдельную нишу занимала консультация родителей и педагогов с точки зрения дефектологии и психологии. Так десять лет Валентина Николаевна проработала в школе. После устроилась в детский сад, где уже стала работать с детьми над устной речью.
По словам дефектолога, то, что дети не произносят некоторые звуки до пяти лет – это норма. Далее уже надо работать над произношением, как правило, чаще надо ставить звуки "р", "л", "ш", "ж". "Сложнее поставить первые два, – говорит женщина. – Ведь часто эти звуки приходится не только ставить, но и корректировать".
С 2005 года Валентина Лежнина трудится в Куженерском детском садике "Красная Шапочка". Тогда ещё существовали специальные логопедические группы, где работа велась в полном объёме. "Даже домашние задания давали родителям и проверяли", – подчёркивает специалист. В ходе различных реорганизаций, логопедическую группу убрали и оставили лишь логопункты. В качестве эксперимента в одно время существовала и интегрированная группа для малышей от двух до трёх лет. Результаты, по словам моего собеседника, были хорошие. Но развития в дальнейшем не получило.
Логопункт в детском садике существует уже порядка четырёх лет. Дети со всего садика посещают его, но занятий бывает, как правило, очень мало, ведь часов не хватает, что сказывается и на результате.
– Валентина Николаевна, а как вы оцениваете речь детей двадцать первого века и прошлого? – интересуюсь я у специалиста.
– Вы знаете, раньше проблем с нарушением речи было не так много, поэтому и в логопедах особо не нуждались. Если брать статистику, то лишь четыре процента детей разговаривали с незначительным дефектом. В последние годы уже двадцать пять, это, практически, каждый четвёртый. Здесь сказывается много факторов: и экология, и здоровье детей, компьютеризация, наследственность. Рот – это такой же мышечный аппарат, который нужно развивать. Если дети сами не жуют, питаются через соску, то откуда и звукам появиться? Помню, малышам раньше давали сосательную карамель "Петушок", который в рот не влезал, и им приходилась работать языком, тем самым развивать эти мышцы. А сейчас маленькие чупа-чупсы не требуют такого упорства, как раньше, в рот засунул, она и тает там сама по себе.
Мамам маленьких детей специалист советует делать артикуляционную гимнастику ежедневно. Всё это можно найти сейчас в интернете. Чаще разговаривать с детьми, чтобы не сидели за экранами компьютеров, телевизоров, телефонов. И, конечно, покупать большие леденцы, чтобы работали мышцы языка.
В настоящее время логопункт детского сада "Красная Шапочка" посещают семнадцать детей. Валентина Николаевна уже несколько лет находится на заслуженном отдыхе и совмещает работу заместителя заведующего с работой логопеда. Нагрузка большая, ну а куда деваться, ведь детям тоже нужна помощь логопеда, который любит свою работу.