Сохранить её в современном обществе – дело не из лёгких. Но благодаря таким картам как Александр Еменгулов из деревни Большой Тумьюмучаш есть надежда, что вера мари будет существовать и в дальнейшем.
РОДИЛСЯ Александр Степанович в этой же деревне. Учился в Конганурской десятилетней школе. После школы – армия. С 1974 года служил в погранвойсках на Дальнем Востоке. "Застава у нас была большая, я был в должности инструктора-собаковода. И мне всегда приходилось много ходить, бегать за собакой. В то время границу особо не нарушали, поэтому служба прошла спокойно", – рассказывает мой собеседник.
Его, вернувшегося домой, с радостью встретили родные люди – младшие братья даже не пошли в тот день в школу. В семье их всего было пятеро ребятишек, четыре сына и дочка. Наш герой самый старший.
Из города в деревню
Здесь Александр Еменгулов устроился работать в Йошкар-Олинскую ПМК плотником, там же отучился на сварщика. В городе встретил свою будущую супругу Галину, которая поддерживает его во всех начинаниях. Мой собеседник также внёс небольшой вклад и в Олимпиаду, которая проходила в 1980-м году в Москве. Дело в том, что он ездил на строительство олимпийских объектов, где показал себя, как работящего и толкового плотника.
Через полгода после знакомства Александр и Галина поженились. Ещё какое-то время жили в Йошкар-Оле, а потом отец главы семейства настоял, чтобы они переехали в деревню. Первое время наш герой работал сварщиком, после отучился на тракториста. А папа Степан Ефимович трудился кочегаром на ферме.
Возрождение веры мари
– В начале 1980-х годов отец стал восстанавливать моления: брал на себя всю организационную работу. Искал картов со всей округи, чтобы вера мари возродилась и продолжала жить на селе. Часто брал и меня с собой в рощи, – рассказывает Александр Степанович.
Со временем организаторской работой стал заниматься Фёдор Шубин, Виктор Блинов. Моления проводили раз в три года, а когда снился какой-либо предзнаменованный сон, могли провести и один раз в два года. Затем костёр главного бога мари стали зажигать отдельно, потому что желающих собиралось очень много. Больше всего народ мари молится "Мер Юмо", "Туня Юмо" и "Шочын Ава".
Карт Александр Еменгулов
После смерти Виктора Блинова Александр Еменгулов сам возложил на себя роль организатора, так как не хотел, чтобы дело отца пропало. Как-то раз пригласил карта на моления, а тот не пришёл, и пришлось самому встать у костра. "Первое время было очень волнительно. До 2016 года я всё время читал молитву по бумаге. А после слова уже сами стали выходить из уст", – рассказывает мой собеседник.
Быть картом и организатором молений сейчас дело непростое, ведь народ очень тяжело расшевелить, много гадостей можно услышать в свой адрес. Александр Еменгулов по природе очень чувственный человек, помнит добро и старается не обращать внимания на негатив, который исходит от некоторых. Ведь у него есть хорошие помощники в этом деле. Братья Валентин и Вячеслав тоже поддерживают веру мари, Валентин ежегодно организует моления в деревне. Также, по словам нашего героя, большую поддержку оказывает ему руководитель общины "Ошмарий-Чимарий" Альберт Рукавишников.
Будущее молений
Как и в любой вере, есть своя иерархия. Начинающий карт не может сразу встать к кострищу главного бога, так же как и выйти на большие моления. Напомним, что всего у марийцев пять кострищ. По словам Альберта Рукавишникова, он полностью доверяет Александру Еменгулову самостоятельно проводить деревенские моления. Вообще карты республики стараются помогать друг другу. Куженерская община хорошую связь поддерживает с соседними районами: Мари-Турек, Торъял, Морки.
По словам Александра Еменгулова, марийская традиционная религия даёт веру в будущее, здоровье, силы для труда. Каждый уважающий себя карт держит пчёл, скотину, чем является ближе к природе.
У супругов Еменгуловых трое детей, старший сын Владимир вместе со своей семьёй живёт в родительском доме. Он помогает отцу в организации молений. Александр Степанович в дальнейшем возлагает на него надежду в продолжение восстановления религии народа мари.