Жизнь на колёсах
Вскоре Гришкина появилась. Выяснилось, что помимо учительства она является ещё и социальным педагогом, в обязанности которого входит сопровождение детей в поездках на школьном автобусе. А чуть ли не две трети учеников Юледур-ской средней школы живут в окрестных деревнях и, соответственно, ежедневно ездят за знаниями в "альма матер".
Поэтому рабочий день Людмилы Анатольевны начинается раньше всех - в семь часов она уже отправляется за школьниками, которые поджидают жёлтый ПАЗ на остановках в своих деревнях. Населённые пункты разбросаны по всей округе, поэтому приходится делать несколько рейсов. На утренние поездки уходит существенно больше часа, поэтому в школе
она появляется чуть позже коллег, и уроки с утра завуч ей никогда не ставит.
Езжай туда, не знаю куда
Вообще-то Людмила Анатольевна учитель марийского языка и литературы. Родом из Моркин-ского района, окончила ставшую теперь знаменитой Корка-товскую школу. Глядя на своих крёстных - оба работали агрономами - тоже хотела получить эту профессию, но они же девчонку и разговорили - всю жизнь, мол, по полям пробегаешь - выбирай что-то другое. Так вместе с одноклассницей собралась Люда в пединститут, поступила и через несколько лет получила на руки честно заработанный диплом учителя марийского и русского языков, а также литературы.
Ну и, как всех, ждало девушку неизбежное по тем временам распределение - в свой район
она не захотела, выбрала Юледур - слышала об этом селе что-то хорошее от своей знакомой. Но на месте её ждало полное разочарование - дороги нет - разбитые колеи, на следующий год, правда, сюда начали-таки тянуть асфальт.
Зх, продлёнка, ах, продлёнка
Мало того, хоть школа и подавала заявку, но работы по специальности для неё не нашлось. Можно было бы и развернуться, но она осталась - согласилась на группу продлённого дня. Зато соседи хорошие попались - им с ещё одной молодой учительницей выделили квартиру в деревянном доме: подкармливали, звали в свою баню помыться.
- А в продлёнке мне нравилось,- вспоминает она, - ведь это тоже работа с детьми. Ходили с экскурсиями по всему селу: и на фермах побывали, и на машинном дворе, - я весь Юледур на раз-два тогда изучила. Вместе делали уроки, играли, смотрели мультики, ребятишки домой уходить не хотели - родители их чуть не силком забирали.
Раз язык, два язык
Ну а потом наступил день, когда в школе появились для неё часы по специальности. Освободилась ставка учителя русского языка и литературы, хотя, было дело, довелось ей и историю преподавать. Впрочем, для сельских школ, где часов мало, а педагогов ещё меньше, это обычная практика - приходится совмещать.
Потом жизнь опять сделала крутой поворот - администрация предложила ей вести марийский язык. Отказывалась, не хотела, ведь это же надо чуть ли не "перепрограммировать" себя, было трудно, даже ревела, но пришлось - что называется про-
изводственная необходимость. Тогда в школе ещё преподавали марийский язык как родной, учебная нагрузка была побольше. Сейчас в учебной программе он идёт как государственный, в 5-11 классах это всего один урок в неделю плюс час на изучение истории культуры народов Марий Эл.
Семья - начало начал
То есть времени для серьёзного изучения языка явно недостаточно, да и отношение к нему разное. "Хотя семьи в юледурской стороне в большинстве своём чисто марийские, многие родители почему-то считают, что изучение языка это пустая трата времени", - рассказывает Людмила Анатольевна. Соответственно, такое отношение передаётся и детям.Есть, правда, и совсем другие примеры бережного отношения к родному языку. Все закладывается в семье, если папа с мамой дома общаются на марийском, ребенок погружен в языковую среду, то у него будет интерес к предмету.
Судя по всему, таких учеников в Юледурской школе хватает, потому что каждый год воспитанники Людмилы Анатольевны становятся победителями и призерами республиканских олимпиад. Немало "звездочек" прошли через ее руки, вот три года подряд первое место на региональном этапе олимпиады по марийскому языку брала Виктория Мамаева – ныне студентка Марийского государственного университета. Гордится Гришкина Наташей Петровой, которая занимала призовые места даже на федеральном уровне. Впрочем, и сегодняшние воспитанницы мароведа не сходят с пьедестала почета. Сразу две ее ученицы нынче опять стали лучшими в республике, это девятиклассница Кристина Шапкина и Ксения Малинина – она на год постарше.
И СНОВА В ДОРОГУ
Обе девчонки из деревень. Одна живет в Актугансоле, другая в Шой - Шудумари - времени для дополнительных занятий найти трудно, ведь после уроков им нужно ехать домой, автобус ждать не будет. А теперь и их наставник уже несколько лет является еще и социальным педагогом, поскольку учебной нагрузки для полной ставки у нее не хватает – всего 14 часов в неделю.
Главная забота соцпедагога это подвоз детей. За день у женщины набирается девять рейсов: с утра учеников нужно привезти в школу, в обед развезти малышей, у которых рано заканчиваются уроки, ну и третий большой заход уже после уроков. Причем в Кугунур, например, приходится делать две ходки - ребятишек там много – 30 человек, все в один автобус просто не помещаются. Да и дороги тут не сахар.
- Домой вечером я прихожу уже никакая, - признается педагог. - Час прихожу в себя и только потом дела, подготовка.
Никто не беспокоит, дочь Татьяна с семьей живут в Йошкар-Оле, она окончила университет, но в школу не пошла - говорит, на тебя насмотрелась, хватило. А летом в каникулы бабушка будет заниматься с внучкой Софией – скоро ей в первый класс.