В июне 1943 года фашистская авиация остервенело бомбила Горьковский автозавод, который в то время еще носил имя Молотова и назывался "ЗИМ". Ночные налеты следовали один за другим. Потом подсчитали, что за этот месяц на территорию предприятия было сброшено около четырех тысяч фугасных и зажигательных бомб. "Зажигалки" люди называли "лампами" - от них горело все, даже камень, и ночью было светло как днем. Многие цеха разрушены до основания, уничтожено оборудование, погибли сотни специалистов завода, который тогда работал в три смены.
Ненависть фашистов к заводу на реке Волге имела логическое объяснение – это был стратегический объект, который выпускал продукцию, практически полностью уходившую на фронт для нужд Красной армии. И это не только знаменитые грузовики - "полуторки". Моментально перестроившись в самом начале войны, завод начал выпускать танки, самоходные артиллерийские установки, снаряды.
НОВЫЙ – СТАРЫЙ ДИРЕКТОР
После ковровых бомбардировок тогдашний директор ГАЗа Александр Лившиц уехал с отчетом в Москву и сразу же был снят с работы. А в Горький незамедлительно отправился новый - старый руководитель Иван Лоскутов, совсем недавно переведенный в Москву на повышение. Но, как видим, столичная жизнь не задалась. Приказ Сталина был лаконичен – в сжатые сроки завод отстроить и возобновить выпуск продукции.
Иван Кузьмич как никто другой понимал масштаб поставленной перед ним задачи, ведь автозавод имени Молотова стал ему родным с 1934 года. Тогда выпускник Ленинградского индустриального института приехал сюда на должность конструктора спецтехбюро. Это была блестящая карьера - уже через два года он стал начальником экспериментального цеха, а еще через пару лет возглавил крупный и передовой по тем меркам завод.
В сборочном цехе завода с маршалами Семеном Буденным и Семеном Тимошенко.jpg
ПАРЕНЬ ИЗ ДЕРЕВНИ ЦВЕТКОВО
Ну, а самое любопытное во всей этой истории то, что Иван Кузьмич наш земляк, уроженец деревни Цветково Куженерского района Марийской АССР. Правда, деревни такой на карте давно уже нет - в 1958 году она была присоединена к Саберу.
Родился Иван в большой работящей семье Кузьмы Тимофеевича и Дарьи Константиновны. По-разному сложились судьбы пятерых братьев, например, старший Тимофей, совсем молодым погиб смертью храбрых еще в Первую мировую войну. Второй брат Яков был председателем колхоза "Проводник" в родной деревне, но в 1938 году расстрелян. Впоследствии его реабилитировали как жертву политических репрессий. Остальных ждала долгая и полезная для страны жизнь.
Иван с детства тянулся к знаниям и между крестьянскими хлопотами в отцовском хозяйстве сумел окончить Староторъяльскую школу, поступил на педагогические курсы, а в 1919 году добровольцем ушел в Красную армию. Через год после контузии и перенесенного тифа его комиссовали. Чуть живой вернулся он в родную деревню, вспоминал его брат Василий.
Поправившись, находился на комсомольской работе, а затем способного парня направили на учебу в Ленинград. Стране, взявшей курс на индустриализацию, требовались, прежде всего, инженеры. Ну, а потом направление на работу в город Горький – это название он получил в 1932 году.
НА ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ
В 1938 году, когда Иван Кузьмич принял завод, руководящий научный и инженерный состав был практически обескровлен - репрессии прошлись тут катком. В литературе встречается такая цифра - только за шесть месяцев на заводе было репрессировано более 400 человек, в том числе предшественник Лоскутова, главный инженер, главный конструктор, главный механик, большинство начальников цехов. А ведь приближалась война и перед заводчанами стояли серьезнейшие задачи, в том числе по переходу на выпуск боевой продукции.
Но "Кузьмич", как звали его на заводе, справился. Как бы ни было трудно, всегда находились какие-то решения, порой совсем нестандартные, например, знакомые нам по кинофильмам "полуторки" из-за нехватки металла выпускали с… деревянными кабинами. И сколько потом еще было разных вызовов….
СДЕЛАЛИ НЕВОЗМОЖНОЕ
Вот и в 1943 году Лоскутов вместе с 30-тысячным коллективом сумели сделать невозможное – восстановили завод за сто дней (!), хотя гитлеровское командование было уверено, что запустить здесь производство больше не удастся вообще. Но люди трудились не жалея себя, неделями не уходили с работы и сотворили чудо. А в 1944 году ГАЗ уже на четверть увеличил объемы производства! Естественно, "все для фронта, все для Победы".
Иван Лоскутов слева после вручения ему ордена Трудового красного Знамени в 1942 году 001.jpg
Есть такая цифра – за годы войны автозавод 33 раза получал переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. В конце концов, его оставили здесь на вечное хранение. Страна высоко оценила заслуги и самого Ивана Лоскутова, он удостоился многих наград, в том числе двух орденов Ленина, а незадолго до Победы ему присвоили звание генерал-майора инженерно-технической службы.
КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ "ПОБЕДЫ"
Война еще продолжалась, а завод готовился к мирной жизни – конструкторы трудились над разработкой новых образцов продукции. И вскоре после войны они были поставлены на конвейер: грузовик ГАЗ-51, ГАЗ-63 и знаменитая легковушка "М-20", получившая название "Победа". Об этом Иосифа Виссарионовича просил сам Лоскутов, Сталин дал добро, и в 1946 году под этим "именем" она вышла в серию.
До 1948 года Иван Лоскутов стоял у руля Горьковского автозавода, а затем его направили руководить еще одним советским автогигантом - Ульяновским. Ну, а закончил службу Отечеству Иван Кузьмич уже в Москве в должности руководителя отдела Госплана СССР. В 1982 году замечательного сына марийской земли не стало.
Статья подготовлена на основе материалов Куженерского районного музейно-выставочного центра.