14 февраля в Верхушутском сельском доме культуры состоялся пятый открытый районный фестиваль обрядов и творческих программ "Конта пазар пайрем" (Праздник печки).
Всех гостей и участников встречали хозяева принимающей стороны - ансамбль "Тымык кас". Себя показать и на других посмотреть заявились представители фольклорного коллектива "Весела кумыл" Осипсолинского СДК Моркинского района. Фойе наполнилось ароматом угощений, в зале располагались мастерицы. Чувствовалась праздничная атмосфера.
"Конга пазар пайрем" - зимний локальный праздник народа мари. Его с давних времён отмечают в Новоторъяльском, Советском и Куженерском районах (не во всех населённых пунктах). Из года в год он наступает 12 февраля и длится три дня.
Необходимыми приготовлениями хозяева занимались тщательно, главным угощением были, конечно же, слоёные блины. В эти дни печка становилась центральным местом. Любое блюдо, приготовленное в печи, почиталось как среди гостей, так и в кругу семьи. Это как нельзя лучше характеризует пословица "Жизнь тогда хороша, когда в доме есть печь, а в хлеву корова".
С вечера начинали заниматься приготовлением пирогов и ватрушек, а вот блины стряпали на утро. Делали картофельное жаркое, ставили кашу и суп, готовили много, поскольку на празднование собиралась большая компания.
Печь является одним из уникальных мест дома. Благодаря ей хозяева имеют тепло и горячую пищу. Раньше её растапливали огнём, добытым на сельском молении, было принято горящие угли поддерживать в течение года и не тушить до следующего моления. При этом угольки не раздавали людям, чтобы не растерять семейное счастье и благополучие. Не только накормить, согреть, но и вылечить от различных недугов, сберечь от тёмных сил за всем этим и не только обращались с искренней просьбой и мольбой к печке.
К примеру, в перевёрнутом виде "рогами" к верху, ухват выставлялся для защиты от нечисти. Страх перед умершими исчезал, если родственники после похорон заглядывали внутрь печи. Если вылетали угольки, хозяйка понимала, в ближайшее время на пороге её дома появятся непрошеные гости. Раздаётся гул во время топки - переменится погода. Кирпич выпал из печи - не к
добру. Закрывая печную заслонку, закрывался и путь к внешнему миру, благодаря чему не могли проникнуть духи болезней.
Сегодня в связи с проведением в деревнях и сёлах природного газа многие разбирают печь за ненадобностью, тем самым оставляя свой дом, семью без оберега. Печь в деревне нельзя разбирать, поскольку она по-прежнему остаётся незаменимой. Иначе нам и нашим потомкам только и останется, что смотреть сценические воплощения обрядов, а это - ни в какое сравнение с реальной печкой и всё с нею связанное не идёт.