С давних пор людям было свойственно приписывать животным, птицам, растениям особые качества, делая их символами чего-либо. Пролетают столетия, истории и легенды по-прежнему завораживают. Однако есть символы, значение которых постепенно стирается из памяти, и это забвение кажется совершенно незаслуженным.
В XIX веке во многих российских городах на фасадах зданий воспитательных учреждений изображали пеликанов. К примеру, на главном здании педуниверситета им. Герцена в Петербурге и сегодня красуется эта удивительная птица. Как и любой другой родитель, пеликан - любящий семьянин, который кормит своих птенцов, согревает их своим телом, создаёт уютное гнездо. Есть легенда, гласящая так: "Если смерть вдруг птенцов настигает, разрывает тогда клювом пеликан свою грудь и питает своей кровью птенцов, исцеляя их..." Быть может поэтому символ учительства - пеликан? Что уж говорить, самыми значимыми профессиями были, есть и будут профессии врача и педагога...
29 и 30 ноября в Хмелевской школе проходил районный конкурс "Учитель года-2019", в котором приняли участие не только лучшие учителя нашего района, но и воспитатели. Программа конкурса была насыщенной. В течение двух дней педагоги выступали с презентацией опыта работы, проводили учебные занятия и мастер-классы.
Своё педагогическое мастерство в традиционном соревновании представили шесть работников образования - четыре учителя и два воспитателя. Номинаций, в которых они боролись, было три. Среди них "Учитель года-2019", "Воспитатель года-2019" и "Педагогический дебют".
В номинации "Учитель года" приняли участие Марина КОНЮХОВА, учитель начальных классов Хмелевской школы и Ксения ПРОТОПОПОВА, учитель истории и обществознания Комарской школы.
В "Педагогическом дебюте" выступили Ольга ИСАКОВА, учитель русского языка и литературы Новомоношкинской школы, и Валентина ХРАМЦОВА, которая преподаёт немецкий язык в Среднекрасиловской школе. По условиям конкурса, опыт работы участниц этой номинации не должен превышать трёх лет.
За звание "Воспитатель года" боролись Елена СЕМЕНЬКОВА и Альбина БОРОДИНА. Обе участницы работают в Голухинском детском саду.
День первый.Самый волнительный.
Актовый зал собрал нарядных гостей из Заринского района. Яркие гелиевые шары зависли в воздухе, негромкая приятная мелодия заполнила пространство. Участники волнуются, а группы поддержки уверяют их в том, что всё будет хорошо. Но слишком уж строгим кажется жюри, которое разместилось в первом ряду…
В необычных образах предстали ученики начальных классов Маша Кислюк и Яша Городилов. "Ой, куда это мы попали!? И что за звезды вокруг? И почему их так много?" - удивился принц. "Это наши звёзды - самые прекрасные и добрые люди на свете!"- откликнулась его спутница. На сцену вышли учащиеся Хмелёвской школы, которые исполнили на новый лад песню "Маленькая страна". Открыли торжественную часть программы одиннадцатиклассники Наташа Борисова и Миша Бойко.
...Обычно со звёздами сравнивают певцов и музыкантов, артистов. Но сегодня все было справедливей - ими стали простые сельские учителя.
Ведущие обратились с приветственным словом к педагогам, а потом рассказали о главной цели конкурса - распространении творческого опыта педагогов, которые, как и звёзды, могут не только мерцать, но и заражать этими качествами коллег. Нынешние конкурсанты должны быть лучшими из лучших. Сцена ждёт своих героев!
Ведь если звёзды зажигают...
Ксения Протопопова награждена грамотой за активное участие в жизни села. Она признаётся, что от работы получает удовольствие и считает, что любить свой предмет - одно из главных условий успеха педагога. Жизненное кредо: "В каждом человеке есть солнце - только дайте ему светить!"
Марина Конюхова - член профсоюзной организации и методического Совета школы. Награждена почетной грамотой за активное участие в жизни села, а также грамотой от ЦИК за подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации. Но лучшей наградой участница считает радость в глазах детей и их улыбки.
- Трогательно, когда заходишь в класс и видишь букет весенних цветов, бережно собранных детскими руками, - говорит Марина Александровна. - Также бесценно, когда ученики посвящают любимому учителю стихи, пишут о нём сочинения. Ради этого стоит быть педагогом. Мое жизненное кредо: "Любить можно то, чему уже отдал частичку своей души".
Девиз Ольги Исаковой: "Действуй, пока ты тут. Делай, пока ты здесь! Сделай простейший труд и будь тем, кто ты есть!", "Дети нас не слышат. Дети на нас смотрят" и "В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!"
Валентина Храмцова считает своим девизом мысль о том, что обучая детей, учитель совершенствует и сам себя.
- Моё жизненное кредо - быть эмоциональной поддержкой ребёнку, - считает конкурсантка Елена Семенькова. По её мнению, основнаямиссия воспитателя заключается в том, чтобы искренне стремиться сделать каждый момент общения с ребёнком нужным, комфортным, интересным. Важно слушать и слышать друг друга. Поддерживать любые удачи коллег и дошколят.
Нравится работать в детском саду и Альбине Бородиной. Работа воспитателя даёт прекрасную возможность каждый день соприкасаться с миром детства.
- Эту профессию не выбирают, она выбирает сама. Здесь каждый день не похож на предыдущие, - говорит участница.
Итак, педагоги занимают свои места. Для открытия конкурса на сцену выходит Ирина Сироткина, председатель комитета по образованию и делам молодёжи Администрации района.
- Конкурс учителей выявляет ярких, увлечённых, творческих педагогов, которые идут в ногу с новейшими методиками и инновационными технологиями, - говорит она во вступительной речи. - Педагог - самая важная профессия. Неустанный ежедневный труд, постоянный творческий подход готовит платформу для завтрашнего дня России. Конкурсные образования делают новые открытия и позволяют продемонстрировать опыт. Желаю участникам уверенного позитивного настроя. Пусть всё это время вас не покидает ощущение праздника и радости.
Эстафету приветствия подхватила директор Хмелёвской школы Людмила Сумина:
- Творческий конкурс - это всегда волнение, азарт и полёт вдохновения. И пусть сегодняшний ненаст-ный заснеженный день будет согрет теплом тех, кто предан своей профессии. Конкурсные испытания - не просто состязания в мастерстве. Это демонстрация сопричастности к нашему общему делу - делу совершенствования российской школы. Конкурс "Учитель года" каждый раз по-своему неповторим и незабываем!
...Звёзды, педагогическая планета, сердечная теплота, любовь... Много сегодня звучит здесь подобных эпитетов, без употребления которых трудно охарактеризовать хорошего педагога. Однако, любой конкурс - это не только праздник, но и напряженная работа для участников и членов жюри. Кстати, а судьи кто?
Назовем поимённо. Ирина Старыгина, главный специалист комитета по образованию и делам молодёжи, Тамара Григорьева, директор районного Центра детского творчества, Людмила Марченко, заведующая методкабинетом, Татьяна Какурина, учитель истории и обществознания Новодраченинской школы, Ольга Тимирязева, директор Стародраченинской школы, Любовь Лабаскина, учитель русского языка и литературы Смазневской школы, Лилия Устинская, учитель немецкого языка Комарской школы, Татьяна Маношкина, учитель начальных классов из Новомоношкино, Татьяна Кайтель, воспитатель детского сада в Яново и Олеся Нечунаева, учитель начальных классов Новодраченинской школы. Председатель жюри - Ирина Сироткина.
О чем расскажут звезды...
В первый конкурсный день каждый участник презентовал свой опыт работы. Женщины рассказывали о себе и о том, как весело и интересно проходят их рабочие будни.
Первой представила визитную карточку Марина Конюхова.
- Моя звезда зажглась в августе 1978 года над живописным местом республики Алтай, - начала она повествование. - С детства я очень любила школу. На всю жизнь запомнилась первая учительница - Людмила Александровна Белобородова. Она научила не только грамоте, а тому, как жить, как кричать "ура", когда побеждает соперник. Я благодарна за тот мир знаний, который она для нас открыла.
После девятого класса Марина поступила в Барнаульский лицей в класс с химическим уклоном (при АГУ). На втором курсе стала победителем конференции научных обществ в Барнауле и была приглашена в БГПУ. На тот момент девушка и не предполагала, что когда-нибудь свяжет свою жизнь со школой.
- Я окончила политехнический университет по специальности инженер-биотехнолог. Но судьба распорядилась иначе, и вот я в школе. И теперь мне кажется, что я всегда работала только здесь.
На экране мелькают слайды с фотографиями. В это время учитель повествует о работе, достижениях, семье.
- Годы работы в школе - это годы поиска, раздумий, открытий. Иногда случаются трудности, но не возникает сожаления. Основные принципы для руководства: воспитывая ребёнка, воспитать в нём личность, помочь ученику раскрыться. Работать с детьми большое счастье! - признаётся Конюхова.
Следующей представила на суд жюри презентацию опыта педагогической деятельности Ксения Протопопова.
- На протяжении двух последних лет мои ученики во время осенних каникул посещают Барнаул. Там на базе АГПУ проходит курс лекций, направленных на углубленное изучение истории и обществознания "Школа юного историка". Работы моих учеников участвуют в конференциях районного, краевого и федерального уровней. Это "Бабушкин сундучок", "Женщина войны", "Послание моего прадеда" и других. Ежегодно с исследовательскими работами выступаем в районном краеведческом музее, за что получаем грамоты и благодарственные письма. Подобные мероприятия повышают у детей мотивацию к дальнейшему обучению и участию.
Кому-то из учеников не очень нравится просто прочитать параграф. Здесь на помощь приходит скрайбинг - это когда текст можно разбавить зарисовками. Есть у меня опыт обучения при помощи мобильных (портативных в том числе) устройств. Но главным при обучении всё же был и остаётся учитель.
Ольга Исакова и Валентина Храмцова в сфере образования работают не так давно, поэтому девушки выступили с презентацией, где поведали жюри и зрителям о том, "что у них хорошо получается". Презентацию показала Ольга Исакова, самый молодой участник конкурса. Ольге Викторовне 26 лет, а в школе она работает второй год.
- Я преподаю русский язык и литературу, также являюсь классным руководителем и руководителем волонтёрского отряда, реализую деятельность Российского движения школьников. В прошлом году наша школа стала пилотной площадкой Российского движения школьников. В День здоровья мы с волонтерами посещали Залесовский детский дом. Участие в краевом межведомственном проекте "Раскачай мир" побудило меня на создание социального проекта "Держи ритм". Я загорелась идеей создать в школе хореографический зал.
Эмоции зашкаливали, когда на электронную почту пришло письмо о том, что проект получит грантовую поддержку свыше ста тысяч рублей. И теперь в нашей школе есть такой зал! Всё это и многое другое - яркое доказательство того, что у меня получается не просто хорошо, а даже здорово! Я буду открывать всё больше новых звёзд и неустанно цитировать Есенина, который советовал: "Живите так, как вас зовёт звезда!"
Валентина Храмцова открыла своё выступление лирикой. В жизни она учит детей думать, говорить, писать по-немецки.
- Все технологии передовые могу в своей работе применять.
Уроки провожу различных типов: концерт, игра, брейн-ринг и КВН.
Работу строю индивидуально...
Я не экспериментатор, я новатор.
Я просто клад фантазий и идей.
Творю сама и очень уважаю
В своей работе творческих людей!
Я скульптор, детских душ ваятель.
Могу я каждого понять,
И, как руководитель классный,
И пожалеть, и поругать…
Вот так, в стихотворной форме сообщала о себе конкурсантка. Изюминкой её выступления стала переделанная на свой лад современная песня. Это было очень интересно слушать под мелькание тематических видео- слайдов.
В разделе конкурса "Публичная лекция" приняла участие воспитатель из Голухи с двадцатилетним стажем Альбина Бородина.
- Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, имеющий непроходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно, стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа ребёнок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Именно в этом возрасте формируются основные качества характера, речевые, социальные навыки, - говорила Альбина Рифкатовна.
Доклад её был насыщенным и продолжительным, основные мысли его - отработанные на практике системы подхода к ребёнку. По убеждению специалиста, сам воспитатель не должен быть безучастным, он всегда должен обращать внимание на интонацию своего голоса, эмоции, жесты, должен стимулировать детей к высказываниям.
Односельчанка и коллега предшествующей участницы Елена Семенькова также выступила с докладом. Она говорила о том, что взрослый должен быть не "рядом", не "отдельно", а "вместе" с ребенком. По ее мнению, чтобы быть хорошим специалистом, недостаточно университетского образования и курсов.
После "визитной карточки" прошли воспитательные мероприятия на тему, которую участницы выбирали самостоятельно. Голухинские воспитатели удивили гостей мастер-классами. Альбина Бородина показала технику выполнения аппликации из манки, а Елена Семенькова провела мастер-класс по развитию речи для жюри и воспитателей. Самые молодые участницы номинации "Педагогический дебют" рассказали о своём взгляде на профессию учителя. Выступления сопровождались слайд-презентацией.
День второй. Все планеты вращаются вокруг Солнца
Новый день принес новые испытания. Сначала это была ненастная погода. Затем в Хмелёвке в результате небольшой аварии отключилось электричество. Но дома, как говорится, и стены помогают, поэтому учителя и воспитатели смогли всё же провести открытые учебные занятия. На каждом из них присутствовали члены жюри.
Первое показательное занятие провела Марина Конюхова. Белые рубашки на мальчиках, девочки с бантами и в белых гипюровых фартуках - такими нарядными пришли сегодня в школу второклассники. Тема урока "Умножение на два и деление на два" не показалась нудной и скучной, ведь ребята под руководством доброго педагога совершили космическое путешествие на ракете. Пультом управления стал заряженный ноутбук, а тетрадки превратились в бортовые журналы. Дети активно считали, выходили к доске, решали по цепочке примеры. На планете Венере их подстерегала опасность, о которой сигнализировали жёлтые карточки с заданиями, разложенные на партах. Динамическая весёлая пауза, где можно было даже произвольно потанцевать, не позволила деткам утомиться при изучении материала.
Ко второму занятию в здании появилось электричество. Урок истории в пятом классе провела Ксения Протопопова. Парты были сдвинуты, ученики разделены на три группы. По мультфильму в начале урока дети узнали, что он будет посвящен Персидской державе. Историческое повествование захватило не только учащихся, но и комиссию. Однако, у строгого жюри свои критерии. Его интересовала интонация голоса учителя, глубина раскрытия темы, умение удержать внимание учеников, целесообразность и эффективность использования современных средств изучения...
К началу третьего урока Ольга Исаева уже хорошо познакомилась с хмелёвскими шестиклассниками. Урок русского языка не даром начинался с демонстрации стихотворения со множеством глаголов. ведь тема занятия звучит как "Роль глагола в нашей речи". Ёлки зеленеют, деревья растут, грибы прячутся... Ребятам некогда зевать от скуки. Они вспоминают морфологические признаки глагола, работают в тетрадях, а в конце урока оценивают свою работу. Домашнее задание: подобрать несколько глаголов, описывающих погоду за окном. Бр-рр!
Третьеклассникам было уютно изучать немецкий язык с Валентиной Храмцовой, ведь она такая харизматичная! Во время занятия мало говорили по-русски, впрочем, как и положено. Целью урока было знакомство с новыми немецкими словами, которые помогут в описании актуального времени года - зимы. Ребята также работали группами. Айнц, цвай, драй, фир - размялись на гимнастике. А в конце урока все ученики получили пятёрки.
В это время в детском саду конкурсанты проводили свои интегрированные занятия. Альбина Бородина в роли феи, обладающей удивительно мягким голосом, стремилась развить речь детей. Ребята побывали на нескольких сказочных полянках, перелетая с одной на другую на воздушном шаре. Малыши описывали свойства игрушек, чаще всего они употребили слово "мягкие". Насыщенное физкульт-занятие провела с малышами Елена Иосифовна. Оба воспитателя порадовали ребят маленькими подарками.
Педагоги- суперзвезды!
Второй день конкурса завершался праздничным концертом. И до конца увеселительной программы сохранялась интрига. Кто же станет победителем?! Обстановку разрядили своими песнями участники вокальной группы "Горошина". Ученики Хмелёвской школы устроили для жюри и участников конкурса настоящие экзамены. В роли учителей они теперь выходили на сцену и задавали вопросы по разным предметам. Это было очень забавно и весело!
Наконец, наступил самый долгожданный момент - объявление победителей. "Учителем года" по оценке жюри стала Ксения Протопопова, преподаватель истории и обществознания Комарской школы. Победителем конкурса "Воспитатель года" признана Альбина Бородина, и не зря - воспитателем она трудится уже два десятка лет. В номинации "Педагогический дебют" победу присудили Ольге Исаковой. Девушка призналась, что победы не ожидала, так как даже участие было для нее радостью. Она поблагодарила своих коллег, которые помогли подготовиться к нелегкому конкурсу - поддержали, наставили.
Победителям конкурса профессионального педагогического мастерства были вручены Почетные грамоты комитета по образованию и делам молодежи Администрации Заринского района и планшеты от партии "Единая Россия". Участники получили дипломы и памятные подарки (утюги). Заринский район на краевом уровне представит Ольга Исакова, победитель номинации "Педагогический дебют".