Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая районная газета Заринского муниципального района Алтайского края

659106, Алтайский край, г. Заринск, ул. Ленина, 26
телефон: +7 (38595) 2-23-65
e-mail: 659106@gmail.com

История обыкновенного чуда

Для того, чтобы в жизни появилось чудо, нужно постараться сделать его самому. Только в этом случае из разряда недостижимого, нереального оно перейдет в совершенно иную категорию - вполне осязаемого и рукотворного.

Помните сказку про алые паруса? По сути, в ней нет ничего сказочного, ведь чудо появилось благодаря усилиям самого обычного человека. Актеры в кукольном театре Валентины Панчишных - не только те, кто управляет куклами. Они даже не только актеры, способные вживаться в роль так, что у зрителя захватывает дух. В наш век технологий и ускорения, засилья негативной информации и жесточайшего дефицита добра дети эти поняли высшую мудрость: люби – и тебе вернется сторицей. Этому на собственном примере научил их руководитель.

Как добыть аленький цветочек?

Театральный образцовый самодеятельный коллектив Алтая, что функционирует при Центре детского творчества г. Заринска, Валентина Панчишных создала 33 года назад. Сегодня портфолио кукольного театра "Аленький цветочек" насчитывает такое количество наград, что не умещается в один том. География выступлений коллектива очень обширна – кроме Заринска и Барнаула театралы побывали со спектаклями в Республике Алтай, Новосибирске, Владивостоке, Москве, Геленджике - и неизменно возвращались с победой.

Истинное творчество – это всегда развитие, отход от традиций. Поэтому основной задачей руководитель ставила не сами способы владения куклой, а воспитание актеров, которые умели бы петь, танцевать, чувствовать музыку… Иногда в представлении куклы появляются очень редко – пару раз, но все это обусловлено особенностями постановки. Так было в спектакле "Овраг ", который рассказывал о жизни бродячих собак. Все герои - и вожак Чёрный, и бунтарка Гордая, и натерпевшийся от людей Хромой, - были сыграны ребятами. А вот роли домашних собак, которых выгуливали на поводке хозяева, исполняли куклы. Вот, он, режиссёрский прием: бродячие животные были очеловечены, домашние – показаны как подчеркнуто декоративные, "кукольные", ведомые.

Ширма из привычного элемента кукольной постановки в спектаклях этого режиссера становится частью большого и захватывающего интерактивного действия, не только выполняя эстетическую функцию, но и неся дополнительную смысловую нагрузку. В некоторых моментах представления могут быть задействованы, к примеру только руки актеров, или только их лица, которые, будто вырезанные маски, выделяются на черном фоне. Зритель видит актеров и кукол, все мыслимые и немыслимые декорации – и эта единая картина настолько в ладу с игрой и музыкой, что кажется - именно так должна выглядеть настоящая гармония!

Нетипичны в постановке "Аленького цветочка" и классические вещи. К примеру, инсценировка известного стихотворения Маршака "Багаж", где дети играют не только даму и начальника платформы, который пытается разрешить скандальную ситуацию, но и, к примеру, неодушевленный поезд, стараются олицетворить предметы – картину, корзину и даже картонку.

Подобные приёмы у Валентины Панчишных - в каждом спектакле. Зритель ощущает их как волны: не успеваешь перевести дух от первой, как накатывает следующая, пока девятый вал финала не опрокидывает в абсолютную эйфорию полного погружения.

Обычно выступление детского театра – это зрительный зал, на две трети заполненный родителями, которые готовы прощать недоработки и паузы. Это маскирующие неловкость покашливания из зала, и оправдывающая, вслух не произнесенная фраза: "Ну это же дети!". У Панчишных такого нет. Актерский состав организован настолько, что не возникает не то что пауз, а даже и мысли о том, что театр – детский, а значит, требует снисходительной оценки. Отлажено все до мелочей, и речь даже не о работе на сцене. Профессионализм – это само собой, мы уже о другом - сопутствующем, но необходимом. Кто в ответе за декорации? Нужно, чтобы к началу представления они были на месте и в подобающем виде! Кто отвечает за грим? Найти в интернете, соизмерить со своими художественными способностями, обосновать выбор, согласовать! Кто главный по прическам? Сделать так, чтобы под рукой были все нужные инструменты, и не забыть учесть погоду, ведь головные уборы могут испортить важную часть образа…

Сработанность, которая так радует зрителя со сцены, в закулисном быту служит мастеру хорошую службу. Машина, отлаженная с течением времени, крутит сама себя, вырабатывая колоссальное количество энергии.

Поразительно и то, как Валентина Валерьяновна бережет своих детей перед выступлениями. Если это происходит в другом городе (а такое бывает в 90 процентах случаев), первым делом она старается раздобыть отдельный кабинет. Если его нет - угол кабинета. Если нет угла – ширму в коридоре. Так строгий внутри коллектива режиссер на внешних фронтах превращается в ярого защитника своих подопечных. Ей непременно надо уберечь детей от посторонних глаз до начала спектакля. Ни в коем случае актеры не должны находиться в зале и смотреть представления других коллективов. Вдруг им покажется, что у кого-то лучше? Вдруг с кем-то поссорятся? Пострадает эмоциональный настрой – самое важное для актера! Нежелательно, чтобы кто-то видел ребят, обсуждал костюмы, грим. В таких условиях помимо профессионализма важен момент удачи, а ее так просто спугнуть недобрым словом… Это главное правило – не отходить от руководителя до выхода на сцену - не нарушается никем и никогда.

Все знают, что главное в жизни школьника - учеба. И родители непременно должны напоминать об этом своему чаду. Так делают, наверное, все. Даже те, чьи дети занимаются в "Аленьком цветочке". Но ребята чувствуют – мама и папа лукавят. Так сложилось: у того, кто занимается в этом театре, школа не может быть главной. Речь ни в коем случае не о прогулянных уроках и невыполненных заданиях. Просто от мысли "сегодня же репетиция!" быстрее, чем обычно, бьется сердце. Просто туда, в ЦДТ, очень хочется идти. Просто тот, кто пару раз появился в кабинете творческого руководителя, уже заражен, уже вовлечен в этот безумный вихрь, выбраться из которого не так-то просто… Да и сами родители, которые приобщились к этому хлопотному, но такому захватывающему делу, уже не просто родители детей, которые ходят в театр. Это соратники, помощники, зрители и группа поддержки.

Панчишных любит свое дело и любит детей. И то, и другое – до самоотречения. А дети чувствуют все: и энергетику азарта, и искреннюю любовь своего учителя, и полную его самоотдачу, поэтому и выдают такой результат. Рядом с таким руководителем невозможно лениться, дремать и работать вполсилы, ведь перед глазами ребят - её личный пример. В педагогических кругах гуляет история о том, как завуч ЦДТ во время дежурства утром первого января решила зайти в учреждение - глянуть, все ли порядке. На стук открыл вахтер. "Все нормально? – Да, все хорошо. – Никого нет? – Почему нет? Панчишных работает!". Вот и ответ на вопрос о чудесах. Их творит тот, кто имеет огромную работоспособность и умение концентрироваться на цели.

Как сшить алые паруса?

В 2004 году на курсах повышения квалификации в Новосибирске Валентина Валерьяновна познакомилась с работой реабилитационного центра "Ожерелье". Точнее, с тем самым направлением, которое было ей очень близко - ребятишек с инвалидностью привлекали к взаимодействию с театром кукол. Когда вернулась, поделилась идеей со своими актерами. Это только в вакууме, в абсолютной пустоте, никогда не вспыхнет огонь. Здесь же - только спичку поднеси! Так "Аленький цветочек" загорелся идеей создать программу, которая легла в основу большого дела - сделать счастливее жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа помощи начала свою жизнь с простых адресных поздравлений. Неотлаженный механизм нового дела приносил немало хлопот - актеры не ленились носить по домам больных ребят ширмы для выступлений и довольно громоздкие декорации. Это потом, позже, режиссер адаптировала сценарии таких выездов под конкретные ситуации, существенно снизив энергозатраты.

Однако механизм был запущен - на первом же поздравлении ребенок, к которому пришли актеры, заинтересовался куклами. Иначе и быть не могло! И вот уже родители идут в ЦДТ с вопросами о дальнейшей совместной работе, ребята-актеры встречают идею с готовностью помочь, ну а педагог, оказывается, уже принял решение взять и эту высоту.

Новость - "У Панчишных в театре теперь и дети с инвалидостью!" - разлетелась по небольшому городку мгновенно. Заниматься хотели. И когда таких ребят набралось шестеро, появилась на свет программа "Неограниченные возможности за ширмой кукольного театра".

Через некоторое время была запущена акция "Кукла-доктор" - актеры стали посещать по праздникам детское отделение горбольницы. И сами не до конца понимали, какую огромную помощь оказывают они медперсоналу в деле выздоровления пациентов. После представления больным ребятишкам вручали подарки от совета молодежи ОАО "Алтай-Кокс" - завод всегда охотно помогает театру. Наиболее беспокойные родители, конечно, переживали, ведь актеры могли заразиться. Попробуй останови истосковавшегося малыша, который после выступления непременно хочет сфотографироваться со Снегурочкой или гномиком! Но – чудо! – за время, пока существует проект "Кукла-доктор", не заболел никто. Как же так? - спросят медики и скептики. Все очень просто: дети приходили отдавать, а не забирать. Так и произошло – радость раздали, а вирусов из больницы не принесли. Сказка? Еще бы!

Постепенно работа с детьми-инвалидами приобрела очертания отдельного направления. Но Панчишных всегда доводит начатое до максимально возможного. Поэтому вполне закономерно, что в Заринском ЦДТ появилась комната коррекции здоровья, а вместе с ней – программа для занятий с особыми детьми. Самые уважаемые и именитые педагоги города – хореограф Александр Дзябко, художник Сергей Беспалов, математик Татьяна Жукова и другие – поддержали идею Валентины Валерьяновны и стали заниматься с ребятишками. Благодаря многочисленным переговорам со спонсорами и участию в проектах комната постепенно совершенствовалась. Появились беговая дорожка, мягкий спортивный уголок, всевозможные интерактивные игры, так необходимые ребятам с ОВЗ… Всего не перечислишь! Достаточно сказать, что сегодня комната коррекции насчитывает три помещения и просторный холл с огромным плазменным телевизором, а занятия у ребят сегодня идут по семи направлениям, одно из которых, конечно же, театр.

Когда Валентина Валерьяновна привозит таких актеров на конкурсы – например, региональный "Театральная карета" или международный "Синяя птица", она не заявляет о том, что дети - особые. Ребята эти соревнуются наряду со всеми, ведь не зря большая и многоструктурная программа, разработанная педагогом, называется "Мир равных возможностей". Правда, с куклами на конкурсах ребята с ОВЗ пока не выступают, но в номинации "художественное чтение" участвуют регулярно. Оценивать этих детей в отдельной категории у жюри не поднимается рука. Да и не предусмотрено это положением о конкурсе… И они забирают места! Не потому, что им сделали поблажку. Результат этих ребят так же хорош, как если бы они были здоровы. А вот ответ на вопрос, как они этого добились, пусть останется за кулисами…

Организовывая взаимодействие здоровых и особых детей, Валентина Валерьяновна всегда подчеркивает, что это не шефство и не помощь, а общение и взаимная радость от него. И всегда использует термин "дети-инвалиды" лишь в проектной документации и в отчетах.

Показательна история, имевшая место этим летом. При ЦДТ функционирует летний лагерь, который, как и другие дети, посещают актеры кукольного театра. Каждый из юных театралов – волонтер, он разрабатывает для подшефного ребенка с ОВЗ индивидуальную программу и ведет дневник: ежедневно фиксирует результаты, описывает эмоции, радуется достижениям. Однажды Тимофей, который везде носился с семилетним Костей, чуть не со слезами прибежал к педагогам комнаты коррекции. "Все отправились рисовать на асфальте, а мой не может ходить! Как ему рисовать?!" За три минуты в подсобке нашелся полиэтилен, который расстелили на теплом асфальте на территории ЦДТ. И вот уже Костя рисует, Тимофей – вместе с ним, а радость, которую испытывают оба - непередаваема… Как могли так переплестись две, казалось бы, различные вещи – театр и волонтёрство? Возможно, здесь руководит истинный режиссер, который знает, что хорошо играть может только тот, кто умеет по-настоящему чувствовать. Кто не черств, отзывчив к чужой беде, а значит, умеет примерять на себя роль другого человека, становиться им. А может быть, здесь правит настоящий педагог. И он уверен, что главная его задача – воспитать Человека.

Окончен день. Уже смеркается, и юные актеры ушли домой. А та, которая запустила эту нужную, такую нужную машину добра – еще здесь. Дела найдутся всегда: слишком много у машины шестеренок. Нужно заполнить журналы, согласовать расписание, доработать сценарий, подобрать музыку к будущему спектаклю. Нужно обойти владения и убедиться в том, что в прохладной подсобке, в мире декораций, кукол и костюмов, всё в порядке. Вот они лежат, готовые ожить – это ли не чудо? А закулисье души этого замечательного человека приоткрыло ту самую тайну создания чудес. Все просто. Нужны три инструмента: недюжинное трудолюбие, огромная любовь и непременная уверенность в победе. Так шьются алые паруса для того, кто ждет. Так добывается аленький цветочек для того, кто по-настоящему верит и любит.

Автор: Яна Новичихина


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 867

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика